Властелин Колец: Возвращение короля
НЕЗАКОНЧЕННОЕ ОКОНЧАНИЕ
Как-то незаметно получилось, что самый долгожданный фантастический фильм XX века закончился. Нет, я не о “Звездных войнах”: нужно еще Эпизод III доснять, а потом браться с новыми силами за третью трилогию. Я об одном из самых сложных проектов, известном нам как экранизация “Властелина Колец”. По сравнению с ним, помимо StarWars, отдыхают и “Гарри Поттер”, и любимая мной “Матрица”, и... — а вот и кончились все наиболее масштабные фантастические серии конца прошлого столетия (и, как ни удивительно, всей истории кино).
Нам с вами пришлось жить в краткую эпоху, когда четыре масштабнейших фантастических действа были реализованы в кино. И самым значительным из них, на мой взгляд, является как раз “Lord of the Rings” Питера Джексона.
Я уже писал о первом и втором фильмах — эти статьи вы найдете на компакт-диске нашего журнала. Выражаясь пафосно, мы с вами вместе прошли этот почти четырехлетний путь ожиданий, восторгов и сомнений, восхищений и разочарований. Теперь он завершен.
Общие впечатления от вернувшегося Короля
Говоря о впечатлениях большинства, нельзя не отметить триумфа заключительной части “Властелина Колец”. Прокатившись по миру волной цунами, меньшей, чем была поднята “Титаником”, но большей, чем у всех остальных фильмов в истории кино, “Возвращение короля” с ходу поставило несколько количественных рекордов — что, впрочем, неудивительно.
Есть у заключительной части трилогии и рекорды качества — красота картинки. За кадр, в котором падают, как истребители, назгулы, заходящие на Минас-Тирит, отдать все свое имущество и пойти по миру могли бы отнюдь не только “правоверные толкинисты”, — а в фильме не один подобный кадр.
Однако, наряду с восторгами и радостями, близок к рекордному и уровень разочарований. Впрочем, это тоже стало привычным за последнее время. Масштабные фантастические проекты имеют тенденцию схлопываться к концу, и только наименее впечатляющий поначалу “Гарри Поттер” потихоньку разворачивает крылья, с каждым фильмом становясь все привлекательнее — как и с каждой книгой серии.
Но разговор о тенденциях давайте перенесем в итоговую часть рецензии. Здесь же попытаемся осмыслить основные положительные и отрицательные качества третьей части.Основные данные о трилогии
Сценарий: Филиппия Бойенс, Питер Джексон, Френш Уолл.
Режиссер: Питер Джексон.
Актеры: Элайджа Вуд, Ян МакКеллен, Вигго Мортенсен, Шон Астин, Энди Серкис, Орландо Блум, Джон Рис-Дэвис, Лив Тайлер, Билли Бойд, Доминик Монаган, Ян Хольм, Кристофер Ли, Кейт Бланшетт, Бернард Хилл, Брэд Дуриф, Миранда Отто, Карл Урбан, Дэвид Уэнэм, Джон Ноубл, Александра Эстин, Сэла Бэйкер, Сара МакЛеод, Стивен Ур, Хьюго Уивинг, Лоуренс Макоар, Брюс Спенс и другие.
Общая продолжительность продюсерской версии трилогии: около 10 часов.
Общая продолжительность режиссерской версии трилогии: свыше 12 часов.
Общая продолжительность отснятого материала: около 40 часов.
Общие сборы по всему миру: около 2,3 миллиардов долларов, прогноз на 3 миллиарда.
Достижения: второе место в списке самых кассовых фильмов мира (после “Титаника”), второе место в списке самых кассовых сериалов (после “Звездных войн”). Около 40 профессиональных и любительских кинопремий, от “Оскара” до MTV Awards.
Взлеты и падения “Властелина Колец”
Панорамные пейзажи и отдельные сценические решения, ракурсы — завораживают, доставляют истинное удовольствие. Материальная культура, как и прежде, на высочайшем уровне — ничего подобного до трилогии Джексона не было и наверняка еще долгое время не будет. Яркими штрихами в памяти остаются гондорские доспехи, декорации Минас-Тирита и назгулы на летающих тварях, а также огромнейшие мумаки, топчущие роханскую конницу.
Батальные сцены, да и вообще размах происходящего, способны вселить восхищение, а драматизм, созданный режиссером, временами действительно прошибает зрителя и на слезу, и на нервный смех.
Но наряду с достоинствами нельзя не заметить и явных недостатков. Говоря о технической стороне дела, заметна разница в уровне спецэффектов первой, второй и третьей частей. Не то чтобы они были очевидно хуже. Нет, но выполнены подчас заметно более небрежно. Хоббиты, освещенные ярче, чем окружающие их люди, слоны, менее контрастные, чем общая панорама — в самые разные моменты фильма невооруженным взглядом заметны косметические проблемы монтажа. Само по себе это было бы не страшно, если бы со всей определенностью не указывало на одну очень неприятную для зрителя тенденцию. Эта тенденция, кстати, прослеживалась и в заключительной части “Матрицы”.
Речь идет о торопливости и небрежности. Причем об осмысленной торопливости и просчитанной небрежности. Заключенные в рамки жестких бюджетов и сроков, создатели что “Матрицы”, что “ВК” в третьей части допустили массу осознанных ухудшений технического качества, потому что руководствовались принципом “и так сойдет”. Потому что знали о действии железного правила: зритель пойдет на заключение нашумевшей трилогии, причем пойдет с большим желанием, чем на предыдущие фильмы. А потому снимать надо ярко, с размахом, но можно не тратить время и средства на сглаживание шероховатостей. Этот ход мыслей следует приписывать скорее продюсерам, чем режиссерам обеих картин.
Возможно, многим поклонникам сериала неприятно слышать это, но руководство каждой кинопроизводящей компании при съемках каждого масштабного фильма, потенциального блокбастера, во главу угла ставит отнюдь не качество самой ленты и не ее будущий вклад в мировую культуру — а в первую очередь коммерческие показатели.
Следует понимать, что доведение третьей части “ВК” до технически безупречного уровня первой и второй частей заняло бы больше времени, чем могли себе позволить создатели, и отняло бы лишних не 2-3, и даже на 20-30 миллионов долларов. Трезво оценивая будущую прибыль, маркетологи Warner Brothers и New Line Cinema всегда руководствуются простым как день принципом: “В общем сверкании отдельных трещинок не заметно”. А если и заметно, влюбленный зритель, находящийся под действием величия и драматизма финала, простит их трилогии, как и многие сценарные ляпы. Иными словами, красивая концовка окупает все.
Для очень многих зрителей действительно окупает — я слышал и читал множество восторженных откликов, авторы которых указывали на очевидные недостатки фильма со словами: “Но это ничего, ерунда, это можно простить”. Что ж, расчет голливудских профессионалов снова сработал.
Нужно отдать должное Джексону. Он дважды производил досъемки, и, очевидно, выбивал дополнительные средства на шлифовку и улучшение как третьей части, так и всей трилогии в целом. И он оказался крайне добросовестным во всем, что касается Толкина. При всех своих сценарных преобразованиях и вольностях он не позволил себе (а в первую очередь — продюсерам), например, заменить масштабную атаку мумаков на краткий росчерк в общем течении битвы, чтобы сэкономить лишние 5-10 миллионов. Он постарался максимально ярко и впечатляюще показать основные красочные моменты заключительной части трилогии. Если есть летающие назгулы — то они действуют и летают так, что дух захватывает.
Но следует понимать, что режиссер властен далеко не во всем, что касается итогового материала. И воспринимать трещины как нечто неизбежное, отзвук коммерческой основы любого масштабного голливудского кино.
Говоря же о главном в фильме — смысле, сюжете и художественном уровне происходящего — мы как раз обращаемся лицом к режиссеру, и он несет ответственность за все вопросы и претензии, которые можно предъявить. В данном случае их очень много.
Не задаваясь вопросами, ответ на которые очевиден (куда делся Саруман и почему нет “беспорядков в Шире”), мы сразу перейдем к тем вещам, которые не объяснить ограниченным хронометражем картины.
Во-первых, сам сценарий. Он болезненно изобилует упрощениями и вольностями. Начиная с военной и смысловой тупости высадки орков у Осгилиата, безумной атакой гондорцев на орочий строй лучников, заканчивая великолепной в визуальном смысле и совершенно идиотской по сути атакой мумаков, во время которой Эовин, уподобляясь Люку Скайуокеру, походя перерезает сухожилия у сразу двух ног слона своими мечиками, а Леголас, как гимнаст-камикадзе, выполняет вольную программу, танцуя на слоне. В итоге фильм скорее похож на “большой переполох в Маленьком Китае”, чем на эпическую драму по одному из наиболее значительных произведений мировой литературы.
Перевирание образов здесь достигло своего апогея. То, что нет Сарумана, плохо не тем, что “нет Сарумана!”, а тем, что мы не видим, почему Белый теперь — только Гэндальф, и как можно утратить мудрость и величие, поддавшись на соблазн власти. Денетор, прозорливый, могучий и мудрый наместник, сломленный гордыней и алчным тщанием завладеть Кольцом, донельзя примитивен: это даже не сумасшедший, а просто злобный самодур, которого при всех его выходках почему-то до сих пор не отстранили от власти и молча слушаются. Фродо именно здесь наиболее выпукло показывает нам отличие усталого зрелого хоббита, вырванного из размеренного спокойствия Хоббитании, от юного мальчика, способного красиво кривить губы в несчастье, и, будучи под властью сценариста, отсылать наиболее близкое существо, Сэма, по навету наиболее опасного, Голлума. Где внутренняя логика, где психологизм...
Гимли-комик уже прочно вошел в обиход поклонников трилогии, как “симпатичное нацменьшинство”, и его шутки “удачно разряжают обстановку”. Гэндальф, избивающий Денетора и показывающий шаолиньские боевые чудеса, является приемлемым олицетворением сил света. Ну, а Леголас может все.
Поклонники трилогии часто упрекают критиков за то, что они якобы судят “не сам фильм, а то, насколько он похож на книгу”. Давайте окончательно разберемся с этим суждением.
Фильм и книга
Никто из разумных критиков трилогии не скажет: “Это плохо, потому что не так, как у Толкина”. Да и сам фильм критикуют не потому, что он не такой, как Толкин. Говорят: “Уровень фильма не соответствует уровню книги”, только и всего.
Само понятие “экранизации” означает попытку переноса концепции, основных мыслей и ценностей, образов, характеров и других составляющих литературного произведения в жанр киноискусства. И оценивая экранизацию, совершенно бессмысленно говорить: “К чему ее сравнивать с Толкином, если это получился отдельный, другой фильм”. Если получается “отдельный, другой фильм” — не получается экранизация.
Про творение Питера Джексона, кстати, ни в коем случае нельзя сказать такого — экранизация получилась, да еще какая! Ничего подобного в жанре фэнтези никогда не было, и навряд ли появится вскоре. Однако уровень этой экранизации по отдельным параметрам не дотягивает до оригинала. Зачастую в ней слишком примитивно представлены сюжетные ходы, персонажи, события и образы, важные для понимания толкиновских мыслей и воссоздания толкиновской атмосферы.
Сколько угодно можно говорить про драматизм финала, но сюжетная линия “Фродо-Сэм-Голлум” весьма слаба, перенасыщена лишними словами и розовой поволокой. Фродо в кинотрилогии не проходит того пути, который выпал на его долю в романах. Он оказывается ведомым — сценаристами и их упрощениями. Он прыгает с кочки на кочку, отмечаясь в нужных местах, изображая нужные состояния, но ни стройность этих переходов, ни внутреннее развитие конфликта, ни внешние его проявления доверия не вызывают.
И дело даже не в легкости, с которой Сэм посылается домой, и не в том сверхдоверии, которое оказывается Голлуму, а в том, что тщательно, по шажочку выстроенная Толкином достоверная психологическая схема деградации, в которой Фродо все же сохраняет кусочек света в сердце и выдерживает непомерную ношу Кольца, в фильме превращается в схематичный пересказ.
Это, впрочем, можно отнести и к большинству сюжетных линий третьей части. Линия Арагорна и Эовин мерцает и сворачивается, Денетора — испаряется (черт бы с ним, с Палантиром, если бы сам наместник был достоин), Тропы мертвых — наоборот, иллюстрируется, хотя это совершенно излишне, про Сарумана говорить не будем, уже все сказано. Фарамир и Эовин подмигивают нам и улыбаются с картинки общего парада (как они встретились?), и даже линия прощания, ужасно длинная и растянутая, тем не менее сценарно и режиссерски выстроена столь неудачно, что за 15 минут прощаний не показано самого главного: того, что совершившие уничтожение Кольца, принявшие участие в походе Хранителей — уже не от этого мира. Перевернувшие мироздание, спасшие Свет, они чужды обыденности, они эпичны, и потому вынуждены, завершая свой земной путь, уходить на Запад. К сожалению, и это оказалось не главным для создателей.
Большая часть экранного времени уделяется битвам, как нужным, так и ненужным (я про высадку и про конный демарш), и самодеятельным поворотам сюжета. Понятно, что железная мерка голливудских маркетологов определяет, сколько времени должно тратиться под диалоги, сколько — на пейзажи, а сколько — на экшн-сцены, и предельно ясно, что оба ненужных демарша, половина Пеленнорской битвы, два раздутых поединка с Шелоб, а также крошечное, но очень утрированное нападение Сэма на орков вставлены в фильм лишь для того, чтобы соблюсти принятую меру, разбавить менее активные сцены.
Кухня и механизм приготовления такого блюда вполне логичны. Сюжет наполовину зависит не от желания перенести на экран то ценное, что сделало эпопею Толкина шедевром, а от необходимости соблюдения баланса."Властелин колец" в цифрах
1,8 миллиарда долларов: доход от кассовых сборов по всему миру от первых двух фильмов.
200 тысяч: участников батальных сцен, созданных при помощи компьютера.
12,5 миллионов: колец, сделанных лишь двумя костюмерами для кольчуг.
40933: письма отправили фэны, требующие вернуть в фильм вырезанные сцены с Кристофером Ли (Саруманом).
26 тысяч статистов: использованы в массовых сценах фильма.
80 тысяч долларов: цена за кофе, выпитый членами съемочной группы.
И, для сравнения, — 16 тысяч долларов: сумма, за которую были куплены авторские права на экранизацию у наследников Толкина (правда, произошло это еще в 70-е годы).
Место трилогии в современной кинематографии
Мы много говорили о том, что трилогия Джексона — единственная в своем роде. Не отступимся от этого и после просмотра третьей части с ее незавершенным финалом. Ибо уровень кинотрилогии “Властелин Колец” очень высок. Джексон — отличный режиссер, и он достойно решил стоявшую перед ним архисложную задачу. Ему и его коллегам можно ставить памятник, причем не только в Новой Зеландии. Больше, чем они, для популяризации Толкина и фэнтези-культуры в последние десятилетия не сделал никто.
Да и фильм, если опускать огромное количество претензий — хорош. Так каково же истинное место кинотрилогии в масштабах современного кино?
Лично для меня — это второй фантастический фильм после “Матрицы”. Будоражащее воображение, открывающее невообразимые перспективы, овеществляющее чудесное и сказочное — в рамках жанра фантастики это шедевр. Правда, как и “Матрица”, “ВК” не выходит за пределы своего жанра и является по сути развлекательным кино. Причем, в отличие от “Матрицы”, в нем практически нет материала для раздумий, ибо создатели добросовестно опустили самое главное наследие Толкина — гуманистическую мораль, синтез мыслей о добре и зле, ответственности и власти.
“Властелин Колец” — проект настолько гигантский, что крошечными на его фоне оказываются и “Особое мнение” Спилберга, и “Унесенные призраками” Миядзаки. Которые как раз сумели выйти за границы развлекательного кино и стать не просто фантастикой, но Искусством.
И именно в этом разрезе становится видна основная особенность трилогии: ее неисчерпаемость. Ее незавершенность. Я не имею в виду того, что в “театральной” версии “ВК” смотрится усеченно и обрезано, а в полной режиссерской — расцветет всеми красками. Конечно, полная режиссерская версия придаст трилогии Джексона ощутимо большую цельность. Но я говорю о том, что тема, созданная Толкином, была подхвачена Джексоном и оказалась не то, чтоб вычерпанной до конца — не исчерпанной даже до середины.
Колосс Толкина гораздо скромнее, чем “раскрученный” монумент Джексона. Но культурные глубины первого оказались слишком глубоки для второго, и в результате Андуина был сильно обмелен, и переходили его вброд. При этом Кольцо сорвалось с пальца Джексона, сверкнуло и кануло в воду, чтобы потеряться еще на десять, на двадцать или на Бог знает сколько лет.
Это незавершенный финал. Но я уверен, что Кольцо когда-нибудь найдется. И кто-то снова взвалит на себя ношу, способную перевернуть мир. Но то уже будет совсем иная история.
А мы пока что лишь поклонимся Джексону и его команде за тот незабываемый подарок, который они нам преподнесли. И скажем им “спасибо”. Ибо “Властелин Колец” ныне закончен.
Тяжелое бремя Кольца
Король возвращается!
Этот номер "Мира фантастики" появится в продаже практически одновременно с мировой премьерой кинокартины "Властелин колец: Возвращение короля" (The Lord of the Rings: The Return of the King), третьей и заключительной части широкоэкранной эпопеи режиссера Питера Джексона. Счастливое человечество сможет увидеть драматический финал похождений Фродо со товарищи уже 17 декабря 2003 года, в то время как в России фильм выйдет в кинотеатрах только 22 января уже Нового года.
Последнее обстоятельство дает нам возможность строить предположения о том, что мы увидим в третьем фильме, и чего — не увидим. Собственно, на таких предположениях (и только предположениях!) и строится настоящая статья. Речь главным образом пойдет о том, что Питер Джексон попытается изменить в сюжете повествования, в чем фильм разойдется с книгой. Любой поклонник творчества Профессора уже давно мучается над этим вопросом...
Осталось три часа
Толкин, создатель мира Арды, таким образом распределил информацию по книгам "главной трилогии XX века": "Братство Кольца" — самый толстый том, "Две крепости" — самый тоненький, и, наконец, интересующее нас "Возвращение короля" — что-то среднее между первой и второй книгами. Однако законы распределения информации на бумаге не совпадают с законами ее сохранения на кинопленке — относительные объемы у кинолент Джексона получились совершенно иные.
В первом фильме вырезано или сокращено огромное число сцен, в результате чего поклонники литературного "Властелина" рыдали над творением кинематографистов. Не увидели мы ни встречи с Томом Бомбадилом, ни похождений хоббитов по вековечному лесу, ни мрачной сцены с умертвиями.
Тот самый меч Арагорна.
Вторая часть фильма была ближе к тексту. И из него вырезали немалую долю сюжетных перипетий, но это меньше сказалось на целостности повествования. Но самое интересное — сюжет "Двух крепостей" не уместился в трехчасовой хронометраж второй картины, то есть, по существу, фильм "Две крепости" пока не закончился! Его продолжение покажут в "Возвращении короля", о чем мы поговорим ниже.
Пока же вернемся к книжной полке и еще раз взвесим в руках третий томик. Содержания в нем еще больше, чем во втором романе, но вырезать почти нечего — практически все события важны для понимания общего сюжета! Мало того, что книжка толще и вырезать нечего, так в кинокартину требуется вместить конец второго тома! Перед создателями картины были три варианта решения проблемы.
Вариант первый: Фильм длится более трех часов. Такой вариант для современной голливудской продукции вполне возможен. По неофициальным данным, "Возвращение короля" будет идти ровно три с половиной часа. Очевидный минус этого решения: люди устают подолгу сидеть в кинотеатрах — это может серьезно сказаться на кассовых сборах. Также может не хватить места на DVD или VHS (видеокассеты) — тогда фильм придется делить на две части. Но последнее — проблема скорее покупателя, чем издателя. Фанату придется разориться на лишний диск.
Вариант второй: Фильм режется и сокращается по максимуму, чтобы сделать его как можно короче. Самое страшное и роковое для всех поклонников двух предыдущих картин. Неужели нам предложат напряженный боевик, где на каждом шагу показаны только битвы и схватки?
Вариант третий: Питер Джексон и его творческие соратники — гениальные сценаристы. Они упаковали несокращенный сюжет третьего романа в приемлемые рамки киноленты. Наилучший вариант, но маловероятный. Но если Джексон действительно сможет уложиться в хотя бы в три часа (длина "Двух крепостей"), показав все основные сцены без особых сокращений, то мы снимаем головные уборы и кидаем их в воздух!
В ожидании фильма некоторые надеются на то, что фильм будет дольше идти, другие — на то, что он будет не таким утомительным, как вторая часть. Какой бы половине зрителей ни попытался угодить режиссер — кассовые сборы могут пострадать.
Две крепости-2
"А снизу — это мой приятель, король Гондора...".
Как известно, в книге "Две крепости" осталось еще по меньшей мере семь глав, не показанных в фильме, среди которых четыре — уж точно обязательные. Остановимся на окончании второго романа и начале третьего фильма подробнее. Что мы увидим?
Насчет членистоногой и престарелой Шелоб можно не сомневаться — она будет продемонстрирована во всей красе, ведь не зря Голлум так старательно твердил нам, что хочет отобрать колечко у мертвых "хоббитцев". Есть и еще одно доказательство обязательного присутствия Шелоб. В джексоновском "Братстве Кольца" Галадриэль дарит Фродо Свет Эарендила, маленький фиал (прозрачный светящийся сосуд), которым так активно будут пользоваться два хоббита в шелобовой пещере. Наконец, отдельные фанаты сумели рассмотреть паучиху на быстрых кадрах одного из рекламных роликов...
Помимо грозной Шелоб, мы ждем панорамы и внутреннего обзора крепости Минас-Моргул, захваченной когда-то Врагом.
Разговор с побежденным Саруманом, скорее всего, будет сокращен или его не будет вовсе. Красноречия радужного мага в фильме не покажут — лишняя трата времени, которого и так недостает. Гэндальф, конечно же, должен будет сломать его посох, чтобы Саруман потерял остатки своей силы. Тот самый посох, с помощью которого белый маг одолел серого в первом фильме...
Не исключен момент, показывающий, как из окна башни вылетит шар, который бросил Грима. Палантир должен сыграть огромную роль в будущем сюжете. Интересно, мы увидим, как любопытный Пиппин заглядывает в пойманный им шарик?
За Короля, за Родину, за Веру!
Как известно, в третьей части трилогии речь главным образом идет об Арагорне, сыне Араторна, наследнике трона Гондора. Проследим его историю в том порядке, в каком она будет показана на экране.
Фиал, подарок Галадриэли, в действии.
В первом томе книги Арагорн, перед тем, как выступить из Ривенделла со всем отрядом, берет заново выкованный меч Андрил (этим мечом Исилдур отрубил палец Саурона, на котором красовалось кольцо). В фильме же показали лишь только обломок меча, и на протяжении первой и второй частей все поклонники Толкина уверены, что он уже ходит с целехоньким Андрилом. Однако это не так. В ролике "Возвращения короля" можно заметить, как Элронд преподносит новый меч будущему королю — это и есть Андрил.
Далее мы видим одну из ожидаемых сцен: наследник Исилдура заглядывает в палантир и видит там Саурона. Тут, скорее всего, нас ожидает что-то вроде киберпанковской "виртуальной реальности". Арагорн ментально попадает в Черный Замок Барад-Дур и начинает сражение с Сауроном. Ему удается победить Врага, не сказав ему ни единого слова. Арагорн подчиняет камень себе и нагоняет огромный страх на Саурона. Враг боится его, ибо видит клинок, которым его когда-то поразил сам Исилдур... Как и положено в блокбастерах, Главный Положительный герой обязан вступить в схватку с Главным Отрицательным героем. У Толкина этого, естественно, нет, но вот в фильме, благодаря находке Джексона, нам покажут честный бой один на один (хотя какая тут честность? человек сражается с майаром!).
Действие продолжается. После того, как Гэндальф вместе с Пиппином умчатся в Гондор, Арагорну надлежит последовать за ними. Но какую дорогу изберет Джексон для потомка Исилдура? Выберет ли он Тропу Умерших ("Стезя Мертвецов" — другой перевод книги), как это сделал Толкин, или отправит сына Араторна вместе с армией Рохана? Первый вариант — более предпочтителен для фанатов, а потому более вероятен. Его мы и будем рассматривать.
Итак, Гэндальф и Пиппин отправились в Минас-Тирит. Арагорн, Теоден, Эомер, Эовин, Мерри, Гимли и Леголас остались в Рохане, но — ненадолго. Внезапно, к радости "пока-еще-не-короля", приходят друзья-следопыты, потомки нуменорцев. Как только они прибывают, Арагорн сообщает Теодену, что намеревается покинуть Рохан, направившись через Тропу Умерших. Его отговаривают и остерегают, но он уверен, что настал его час. Вместе с ним отправляются неразлучные Леголас и Гимли.
Эовин, влюбленная в бывшего Бродяжника, в последнюю минуту (как и положено в Голливуде) останавливает его и просит не ходить в этот опасный путь. Наследник гондорского трона вновь начинает читать лекции о том, что это — его судьба. Тогда Эовин предлагает взять ее с собой, но и тут Арагорн отказывает ("Там, в краю далеком, есть у меня...").
Будущий король отправляется в дальнюю дорогу, проходит через гробницы нуменорцев, предавших короля, и взывает к ним. Призраки являются отплатить свой старый долг и идут на помощь. Потом Арагорн, его друзья и эти призраки уплывают на кораблях в Гондор, на помощь Великому городу.
Еще более величественная битва
Фарамир пока еще в седле.
Самое зрелищное и самое интересное в третей части (как, собственно, и во второй) — это, конечно же, Битва. На этот раз — еще более масштабная, чем Хельмова Падь: нам покажут осаду Белого города. Войска с обеих сторон будут в несколько десятков раз увеличены по сравнению с бойней в "Двух крепостях". Вместо десяти тысяч орков мы получим сто тысяч, а то и больше...
Во время битвы нам будут демонстрировать не только поле боя, но и еще несколько локаций. Параллельные сцены будут связаны с главным сражением.
В самом начале битвы нам обязательно будут показывать Гэндальфа и Фарамира. В яростной схватке Фарамира ранят отравленной стрелой, и его отправят к отцу.
Пиппин же, согласно тексту, должен находиться у Наместника. Но в ролике фильма мы видим, что Пиппин беззаботно сидел на белом коне Гэндальфа во время осады. Как же это объяснить? Возможно, наместнику придется погибнуть другой смертью, не сгорая в огне заживо.
Не похититель морковки, но великий воин!
Между тем камера постоянно будет возвращаться и к другой сцене — Мерри, Теоден, Эомер и Эовин медленно продвигаются на помощь к Гондору. Их встречу с дикарями и Ган-бури-ганом, скорее всего, вырежут.
Сражение разгорается. Гэндальф сражается и тут, и там, и на крайнем фланге. Полчища врага состоят не только из орков, но и из людей. Харадримы пришли на поле битвы вместе с могучими олифантами (не то мамонтами, не то мастодонтами), которые приволокли высокий таран.
Ворота, защищающие Минас-Тирит, рушатся под ужасающим напором врага. Назгул пытается переступить порог, но тут ему преграждает путь Гэндальф. "Тебе не пройти!", — привычно кричит он, видимо, вспоминая мост через бездну Мории. "Как ты смеешь?!" — воскликнул назгул, но тут громко закукарекал петух, тьма рассеялась и наступил рассвет... Точнее, на помощь Гондору наконец-то явились роханцы!
И тут происходит один из самых драматичных моментов битвы. Теоден, король Рохана, падает на поле боя. В эту же минуту назгул попытается добить его, но Эовин, краса Рохана, прибывает сюда, чтобы защитить своего дядю, и при помощи хоббита Мерри и нескольких взмахов меча она уничтожает вождя назгулов. Громкий предсмертный крик Короля-Чародея был слышен на весь город.
Но битва еще не закончена: враг все еще сильнее Гондора. И вот к берегу подплывают корабли, а с них высаживаются наши верные друзья вместе с призраками нуменорцев. Здесь битва продолжается, но победа уже на стороне Свободных народов.
Гондор наносит ответный удар. Объединенные силы Белого города и Рохана начинают штурмовать Черные Врата, а Фродо и Сэм тем временем выполняют свое задание. И пока Саурон взирал на битву, наследник Бильбо выполнил свою задачу. Врата рухнут, Саурон потеряет телесную оболочку, крепость Барад-Дур разрушится, а Добро, как всегда и везде, победит Зло.
Возвращение домой
Сцены возвращения домой будут сокращены — это несомненно. Помните, как в "Братстве Кольца", в Ривенделле, Бильбо показал своему племяннику уже завершенную книгу "Туда и обратно"? В произведении Толкина Бильбо закончил работу над книгой только по возвращении Фродо домой. Поэтому вполне возможно, что мы не увидим в третьем фильме Бэггинса-старшего.
Встреча с Саруманом в Шире также под вопросом. С одной стороны, это — последние, а потому важные дни жизни бывшего мага, с другой стороны — на это понадобится время, которое зрители проведут в кинотеатре. К тому же после падения главного Врага в фильме не будет смотреться еще одна битва или война.
* * *
Произведение Дж. Р. Р. Толкина и так было очень популярно, но намного популярнее оно стало после выхода фильма. Долгих 14 лет писал Профессор свою трилогию, а Питер Джексон экранизировал ее всего за 6 лет! Дамокловым мечом висело над режиссером ограничение хронометража ленты. Втиснуть в три фильма объемную, многоплановую эпопею — очень тяжкое бремя! Но Джексон, как и Фродо, пронес свое бремя до конца, и результат его нелегкого труда мы сможем оценить в ближайшие дни.
А заодно посмотрим, многое ли из предсказанного в статье сбудется в заключительной части нашей любимой киносказки.