счетчик посещений

Тьма

Объявление

Добро пожаловать во ТъМУ!!!


Здраствуй странник, вечно блуждающий по страницам интернета. Тебя привела сюда судьба. Так пусть отступит лишнее сомненье, вступи в наш клуб. Помаги нам найти истину во мраке ночи. Поделись своим опытом. А если ты новичек, то мы готовы поделиться с тобой нашими знаниями...ЭТОГО МИРА Отчасти этот форум переехал в ролевой форум Легенда 40 островов... ссылка ниже "Ролевая"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Тьма » Кино чарт » "Властелин колец"


"Властелин колец"

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Властелин Колец: Возвращение короля
НЕЗАКОНЧЕННОЕ ОКОНЧАНИЕ

Как-то незаметно получилось, что самый долгожданный фантастический фильм XX века закончился. Нет, я не о “Звездных войнах”: нужно еще Эпизод III доснять, а потом браться с новыми силами за третью трилогию. Я об одном из самых сложных проектов, известном нам как экранизация “Властелина Колец”. По сравнению с ним, помимо StarWars, отдыхают и “Гарри Поттер”, и любимая мной “Матрица”, и... — а вот и кончились все наиболее масштабные фантастические серии конца прошлого столетия (и, как ни удивительно, всей истории кино).

Нам с вами пришлось жить в краткую эпоху, когда четыре масштабнейших фантастических действа были реализованы в кино. И самым значительным из них, на мой взгляд, является как раз “Lord of the Rings” Питера Джексона.

Я уже писал о первом и втором фильмах — эти статьи вы найдете на компакт-диске нашего журнала. Выражаясь пафосно, мы с вами вместе прошли этот почти четырехлетний путь ожиданий, восторгов и сомнений, восхищений и разочарований. Теперь он завершен.
Общие впечатления от вернувшегося Короля

Говоря о впечатлениях большинства, нельзя не отметить триумфа заключительной части “Властелина Колец”. Прокатившись по миру волной цунами, меньшей, чем была поднята “Титаником”, но большей, чем у всех остальных фильмов в истории кино, “Возвращение короля” с ходу поставило несколько количественных рекордов — что, впрочем, неудивительно.

Есть у заключительной части трилогии и рекорды качества — красота картинки. За кадр, в котором падают, как истребители, назгулы, заходящие на Минас-Тирит, отдать все свое имущество и пойти по миру могли бы отнюдь не только “правоверные толкинисты”, — а в фильме не один подобный кадр.

Однако, наряду с восторгами и радостями, близок к рекордному и уровень разочарований. Впрочем, это тоже стало привычным за последнее время. Масштабные фантастические проекты имеют тенденцию схлопываться к концу, и только наименее впечатляющий поначалу “Гарри Поттер” потихоньку разворачивает крылья, с каждым фильмом становясь все привлекательнее — как и с каждой книгой серии.

Но разговор о тенденциях давайте перенесем в итоговую часть рецензии. Здесь же попытаемся осмыслить основные положительные и отрицательные качества третьей части.Основные данные о трилогии

Сценарий: Филиппия Бойенс, Питер Джексон, Френш Уолл.

Режиссер: Питер Джексон.

Актеры: Элайджа Вуд, Ян МакКеллен, Вигго Мортенсен, Шон Астин, Энди Серкис, Орландо Блум, Джон Рис-Дэвис, Лив Тайлер, Билли Бойд, Доминик Монаган, Ян Хольм, Кристофер Ли, Кейт Бланшетт, Бернард Хилл, Брэд Дуриф, Миранда Отто, Карл Урбан, Дэвид Уэнэм, Джон Ноубл, Александра Эстин, Сэла Бэйкер, Сара МакЛеод, Стивен Ур, Хьюго Уивинг, Лоуренс Макоар, Брюс Спенс и другие.

Общая продолжительность продюсерской версии трилогии: около 10 часов.

Общая продолжительность режиссерской версии трилогии: свыше 12 часов.

Общая продолжительность отснятого материала: около 40 часов.

Общие сборы по всему миру: около 2,3 миллиардов долларов, прогноз на 3 миллиарда.

Достижения: второе место в списке самых кассовых фильмов мира (после “Титаника”), второе место в списке самых кассовых сериалов (после “Звездных войн”). Около 40 профессиональных и любительских кинопремий, от “Оскара” до MTV Awards.

Взлеты и падения “Властелина Колец”

Панорамные пейзажи и отдельные сценические решения, ракурсы — завораживают, доставляют истинное удовольствие. Материальная культура, как и прежде, на высочайшем уровне — ничего подобного до трилогии Джексона не было и наверняка еще долгое время не будет. Яркими штрихами в памяти остаются гондорские доспехи, декорации Минас-Тирита и назгулы на летающих тварях, а также огромнейшие мумаки, топчущие роханскую конницу.

Батальные сцены, да и вообще размах происходящего, способны вселить восхищение, а драматизм, созданный режиссером, временами действительно прошибает зрителя и на слезу, и на нервный смех.

Но наряду с достоинствами нельзя не заметить и явных недостатков. Говоря о технической стороне дела, заметна разница в уровне спецэффектов первой, второй и третьей частей. Не то чтобы они были очевидно хуже. Нет, но выполнены подчас заметно более небрежно. Хоббиты, освещенные ярче, чем окружающие их люди, слоны, менее контрастные, чем общая панорама — в самые разные моменты фильма невооруженным взглядом заметны косметические проблемы монтажа. Само по себе это было бы не страшно, если бы со всей определенностью не указывало на одну очень неприятную для зрителя тенденцию. Эта тенденция, кстати, прослеживалась и в заключительной части “Матрицы”.

Речь идет о торопливости и небрежности. Причем об осмысленной торопливости и просчитанной небрежности. Заключенные в рамки жестких бюджетов и сроков, создатели что “Матрицы”, что “ВК” в третьей части допустили массу осознанных ухудшений технического качества, потому что руководствовались принципом “и так сойдет”. Потому что знали о действии железного правила: зритель пойдет на заключение нашумевшей трилогии, причем пойдет с большим желанием, чем на предыдущие фильмы. А потому снимать надо ярко, с размахом, но можно не тратить время и средства на сглаживание шероховатостей. Этот ход мыслей следует приписывать скорее продюсерам, чем режиссерам обеих картин.

Возможно, многим поклонникам сериала неприятно слышать это, но руководство каждой кинопроизводящей компании при съемках каждого масштабного фильма, потенциального блокбастера, во главу угла ставит отнюдь не качество самой ленты и не ее будущий вклад в мировую культуру — а в первую очередь коммерческие показатели.

Следует понимать, что доведение третьей части “ВК” до технически безупречного уровня первой и второй частей заняло бы больше времени, чем могли себе позволить создатели, и отняло бы лишних не 2-3, и даже на 20-30 миллионов долларов. Трезво оценивая будущую прибыль, маркетологи Warner Brothers и New Line Cinema всегда руководствуются простым как день принципом: “В общем сверкании отдельных трещинок не заметно”. А если и заметно, влюбленный зритель, находящийся под действием величия и драматизма финала, простит их трилогии, как и многие сценарные ляпы. Иными словами, красивая концовка окупает все.

Для очень многих зрителей действительно окупает — я слышал и читал множество восторженных откликов, авторы которых указывали на очевидные недостатки фильма со словами: “Но это ничего, ерунда, это можно простить”. Что ж, расчет голливудских профессионалов снова сработал.

Нужно отдать должное Джексону. Он дважды производил досъемки, и, очевидно, выбивал дополнительные средства на шлифовку и улучшение как третьей части, так и всей трилогии в целом. И он оказался крайне добросовестным во всем, что касается Толкина. При всех своих сценарных преобразованиях и вольностях он не позволил себе (а в первую очередь — продюсерам), например, заменить масштабную атаку мумаков на краткий росчерк в общем течении битвы, чтобы сэкономить лишние 5-10 миллионов. Он постарался максимально ярко и впечатляюще показать основные красочные моменты заключительной части трилогии. Если есть летающие назгулы — то они действуют и летают так, что дух захватывает.

Но следует понимать, что режиссер властен далеко не во всем, что касается итогового материала. И воспринимать трещины как нечто неизбежное, отзвук коммерческой основы любого масштабного голливудского кино.

Говоря же о главном в фильме — смысле, сюжете и художественном уровне происходящего — мы как раз обращаемся лицом к режиссеру, и он несет ответственность за все вопросы и претензии, которые можно предъявить. В данном случае их очень много.

Не задаваясь вопросами, ответ на которые очевиден (куда делся Саруман и почему нет “беспорядков в Шире”), мы сразу перейдем к тем вещам, которые не объяснить ограниченным хронометражем картины.

Во-первых, сам сценарий. Он болезненно изобилует упрощениями и вольностями. Начиная с военной и смысловой тупости высадки орков у Осгилиата, безумной атакой гондорцев на орочий строй лучников, заканчивая великолепной в визуальном смысле и совершенно идиотской по сути атакой мумаков, во время которой Эовин, уподобляясь Люку Скайуокеру, походя перерезает сухожилия у сразу двух ног слона своими мечиками, а Леголас, как гимнаст-камикадзе, выполняет вольную программу, танцуя на слоне. В итоге фильм скорее похож на “большой переполох в Маленьком Китае”, чем на эпическую драму по одному из наиболее значительных произведений мировой литературы.

Перевирание образов здесь достигло своего апогея. То, что нет Сарумана, плохо не тем, что “нет Сарумана!”, а тем, что мы не видим, почему Белый теперь — только Гэндальф, и как можно утратить мудрость и величие, поддавшись на соблазн власти. Денетор, прозорливый, могучий и мудрый наместник, сломленный гордыней и алчным тщанием завладеть Кольцом, донельзя примитивен: это даже не сумасшедший, а просто злобный самодур, которого при всех его выходках почему-то до сих пор не отстранили от власти и молча слушаются. Фродо именно здесь наиболее выпукло показывает нам отличие усталого зрелого хоббита, вырванного из размеренного спокойствия Хоббитании, от юного мальчика, способного красиво кривить губы в несчастье, и, будучи под властью сценариста, отсылать наиболее близкое существо, Сэма, по навету наиболее опасного, Голлума. Где внутренняя логика, где психологизм...

Гимли-комик уже прочно вошел в обиход поклонников трилогии, как “симпатичное нацменьшинство”, и его шутки “удачно разряжают обстановку”. Гэндальф, избивающий Денетора и показывающий шаолиньские боевые чудеса, является приемлемым олицетворением сил света. Ну, а Леголас может все.

Поклонники трилогии часто упрекают критиков за то, что они якобы судят “не сам фильм, а то, насколько он похож на книгу”. Давайте окончательно разберемся с этим суждением.
Фильм и книга

Никто из разумных критиков трилогии не скажет: “Это плохо, потому что не так, как у Толкина”. Да и сам фильм критикуют не потому, что он не такой, как Толкин. Говорят: “Уровень фильма не соответствует уровню книги”, только и всего.

Само понятие “экранизации” означает попытку переноса концепции, основных мыслей и ценностей, образов, характеров и других составляющих литературного произведения в жанр киноискусства. И оценивая экранизацию, совершенно бессмысленно говорить: “К чему ее сравнивать с Толкином, если это получился отдельный, другой фильм”. Если получается “отдельный, другой фильм” — не получается экранизация.

Про творение Питера Джексона, кстати, ни в коем случае нельзя сказать такого — экранизация получилась, да еще какая! Ничего подобного в жанре фэнтези никогда не было, и навряд ли появится вскоре. Однако уровень этой экранизации по отдельным параметрам не дотягивает до оригинала. Зачастую в ней слишком примитивно представлены сюжетные ходы, персонажи, события и образы, важные для понимания толкиновских мыслей и воссоздания толкиновской атмосферы.

Сколько угодно можно говорить про драматизм финала, но сюжетная линия “Фродо-Сэм-Голлум” весьма слаба, перенасыщена лишними словами и розовой поволокой. Фродо в кинотрилогии не проходит того пути, который выпал на его долю в романах. Он оказывается ведомым — сценаристами и их упрощениями. Он прыгает с кочки на кочку, отмечаясь в нужных местах, изображая нужные состояния, но ни стройность этих переходов, ни внутреннее развитие конфликта, ни внешние его проявления доверия не вызывают.

И дело даже не в легкости, с которой Сэм посылается домой, и не в том сверхдоверии, которое оказывается Голлуму, а в том, что тщательно, по шажочку выстроенная Толкином достоверная психологическая схема деградации, в которой Фродо все же сохраняет кусочек света в сердце и выдерживает непомерную ношу Кольца, в фильме превращается в схематичный пересказ.

Это, впрочем, можно отнести и к большинству сюжетных линий третьей части. Линия Арагорна и Эовин мерцает и сворачивается, Денетора — испаряется (черт бы с ним, с Палантиром, если бы сам наместник был достоин), Тропы мертвых — наоборот, иллюстрируется, хотя это совершенно излишне, про Сарумана говорить не будем, уже все сказано. Фарамир и Эовин подмигивают нам и улыбаются с картинки общего парада (как они встретились?), и даже линия прощания, ужасно длинная и растянутая, тем не менее сценарно и режиссерски выстроена столь неудачно, что за 15 минут прощаний не показано самого главного: того, что совершившие уничтожение Кольца, принявшие участие в походе Хранителей — уже не от этого мира. Перевернувшие мироздание, спасшие Свет, они чужды обыденности, они эпичны, и потому вынуждены, завершая свой земной путь, уходить на Запад. К сожалению, и это оказалось не главным для создателей.

Большая часть экранного времени уделяется битвам, как нужным, так и ненужным (я про высадку и про конный демарш), и самодеятельным поворотам сюжета. Понятно, что железная мерка голливудских маркетологов определяет, сколько времени должно тратиться под диалоги, сколько — на пейзажи, а сколько — на экшн-сцены, и предельно ясно, что оба ненужных демарша, половина Пеленнорской битвы, два раздутых поединка с Шелоб, а также крошечное, но очень утрированное нападение Сэма на орков вставлены в фильм лишь для того, чтобы соблюсти принятую меру, разбавить менее активные сцены.

Кухня и механизм приготовления такого блюда вполне логичны. Сюжет наполовину зависит не от желания перенести на экран то ценное, что сделало эпопею Толкина шедевром, а от необходимости соблюдения баланса."Властелин колец" в цифрах

1,8 миллиарда долларов: доход от кассовых сборов по всему миру от первых двух фильмов.

200 тысяч: участников батальных сцен, созданных при помощи компьютера.

12,5 миллионов: колец, сделанных лишь двумя костюмерами для кольчуг.

40933: письма отправили фэны, требующие вернуть в фильм вырезанные сцены с Кристофером Ли (Саруманом).

26 тысяч статистов: использованы в массовых сценах фильма.

80 тысяч долларов: цена за кофе, выпитый членами съемочной группы.

И, для сравнения, — 16 тысяч долларов: сумма, за которую были куплены авторские права на экранизацию у наследников Толкина (правда, произошло это еще в 70-е годы).

Место трилогии в современной кинематографии

Мы много говорили о том, что трилогия Джексона — единственная в своем роде. Не отступимся от этого и после просмотра третьей части с ее незавершенным финалом. Ибо уровень кинотрилогии “Властелин Колец” очень высок. Джексон — отличный режиссер, и он достойно решил стоявшую перед ним архисложную задачу. Ему и его коллегам можно ставить памятник, причем не только в Новой Зеландии. Больше, чем они, для популяризации Толкина и фэнтези-культуры в последние десятилетия не сделал никто.

Да и фильм, если опускать огромное количество претензий — хорош. Так каково же истинное место кинотрилогии в масштабах современного кино?

Лично для меня — это второй фантастический фильм после “Матрицы”. Будоражащее воображение, открывающее невообразимые перспективы, овеществляющее чудесное и сказочное — в рамках жанра фантастики это шедевр. Правда, как и “Матрица”, “ВК” не выходит за пределы своего жанра и является по сути развлекательным кино. Причем, в отличие от “Матрицы”, в нем практически нет материала для раздумий, ибо создатели добросовестно опустили самое главное наследие Толкина — гуманистическую мораль, синтез мыслей о добре и зле, ответственности и власти.

“Властелин Колец” — проект настолько гигантский, что крошечными на его фоне оказываются и “Особое мнение” Спилберга, и “Унесенные призраками” Миядзаки. Которые как раз сумели выйти за границы развлекательного кино и стать не просто фантастикой, но Искусством.

И именно в этом разрезе становится видна основная особенность трилогии: ее неисчерпаемость. Ее незавершенность. Я не имею в виду того, что в “театральной” версии “ВК” смотрится усеченно и обрезано, а в полной режиссерской — расцветет всеми красками. Конечно, полная режиссерская версия придаст трилогии Джексона ощутимо большую цельность. Но я говорю о том, что тема, созданная Толкином, была подхвачена Джексоном и оказалась не то, чтоб вычерпанной до конца — не исчерпанной даже до середины.

Колосс Толкина гораздо скромнее, чем “раскрученный” монумент Джексона. Но культурные глубины первого оказались слишком глубоки для второго, и в результате Андуина был сильно обмелен, и переходили его вброд. При этом Кольцо сорвалось с пальца Джексона, сверкнуло и кануло в воду, чтобы потеряться еще на десять, на двадцать или на Бог знает сколько лет.

Это незавершенный финал. Но я уверен, что Кольцо когда-нибудь найдется. И кто-то снова взвалит на себя ношу, способную перевернуть мир. Но то уже будет совсем иная история.

А мы пока что лишь поклонимся Джексону и его команде за тот незабываемый подарок, который они нам преподнесли. И скажем им “спасибо”. Ибо “Властелин Колец” ныне закончен.

Тяжелое бремя Кольца
Король возвращается!

Этот номер "Мира фантастики" появится в продаже практически одновременно с мировой премьерой кинокартины "Властелин колец: Возвращение короля" (The Lord of the Rings: The Return of the King), третьей и заключительной части широкоэкранной эпопеи режиссера Питера Джексона. Счастливое человечество сможет увидеть драматический финал похождений Фродо со товарищи уже 17 декабря 2003 года, в то время как в России фильм выйдет в кинотеатрах только 22 января уже Нового года.

Последнее обстоятельство дает нам возможность строить предположения о том, что мы увидим в третьем фильме, и чего — не увидим. Собственно, на таких предположениях (и только предположениях!) и строится настоящая статья. Речь главным образом пойдет о том, что Питер Джексон попытается изменить в сюжете повествования, в чем фильм разойдется с книгой. Любой поклонник творчества Профессора уже давно мучается над этим вопросом...
Осталось три часа

Толкин, создатель мира Арды, таким образом распределил информацию по книгам "главной трилогии XX века": "Братство Кольца" — самый толстый том, "Две крепости" — самый тоненький, и, наконец, интересующее нас "Возвращение короля" — что-то среднее между первой и второй книгами. Однако законы распределения информации на бумаге не совпадают с законами ее сохранения на кинопленке — относительные объемы у кинолент Джексона получились совершенно иные.

В первом фильме вырезано или сокращено огромное число сцен, в результате чего поклонники литературного "Властелина" рыдали над творением кинематографистов. Не увидели мы ни встречи с Томом Бомбадилом, ни похождений хоббитов по вековечному лесу, ни мрачной сцены с умертвиями.

Тот самый меч Арагорна.

Вторая часть фильма была ближе к тексту. И из него вырезали немалую долю сюжетных перипетий, но это меньше сказалось на целостности повествования. Но самое интересное — сюжет "Двух крепостей" не уместился в трехчасовой хронометраж второй картины, то есть, по существу, фильм "Две крепости" пока не закончился! Его продолжение покажут в "Возвращении короля", о чем мы поговорим ниже.

Пока же вернемся к книжной полке и еще раз взвесим в руках третий томик. Содержания в нем еще больше, чем во втором романе, но вырезать почти нечего — практически все события важны для понимания общего сюжета! Мало того, что книжка толще и вырезать нечего, так в кинокартину требуется вместить конец второго тома! Перед создателями картины были три варианта решения проблемы.

Вариант первый: Фильм длится более трех часов. Такой вариант для современной голливудской продукции вполне возможен. По неофициальным данным, "Возвращение короля" будет идти ровно три с половиной часа. Очевидный минус этого решения: люди устают подолгу сидеть в кинотеатрах — это может серьезно сказаться на кассовых сборах. Также может не хватить места на DVD или VHS (видеокассеты) — тогда фильм придется делить на две части. Но последнее — проблема скорее покупателя, чем издателя. Фанату придется разориться на лишний диск.

Вариант второй: Фильм режется и сокращается по максимуму, чтобы сделать его как можно короче. Самое страшное и роковое для всех поклонников двух предыдущих картин. Неужели нам предложат напряженный боевик, где на каждом шагу показаны только битвы и схватки?

Вариант третий: Питер Джексон и его творческие соратники — гениальные сценаристы. Они упаковали несокращенный сюжет третьего романа в приемлемые рамки киноленты. Наилучший вариант, но маловероятный. Но если Джексон действительно сможет уложиться в хотя бы в три часа (длина "Двух крепостей"), показав все основные сцены без особых сокращений, то мы снимаем головные уборы и кидаем их в воздух!

В ожидании фильма некоторые надеются на то, что фильм будет дольше идти, другие — на то, что он будет не таким утомительным, как вторая часть. Какой бы половине зрителей ни попытался угодить режиссер — кассовые сборы могут пострадать.
Две крепости-2

"А снизу — это мой приятель, король Гондора...".

Как известно, в книге "Две крепости" осталось еще по меньшей мере семь глав, не показанных в фильме, среди которых четыре — уж точно обязательные. Остановимся на окончании второго романа и начале третьего фильма подробнее. Что мы увидим?

Насчет членистоногой и престарелой Шелоб можно не сомневаться — она будет продемонстрирована во всей красе, ведь не зря Голлум так старательно твердил нам, что хочет отобрать колечко у мертвых "хоббитцев". Есть и еще одно доказательство обязательного присутствия Шелоб. В джексоновском "Братстве Кольца" Галадриэль дарит Фродо Свет Эарендила, маленький фиал (прозрачный светящийся сосуд), которым так активно будут пользоваться два хоббита в шелобовой пещере. Наконец, отдельные фанаты сумели рассмотреть паучиху на быстрых кадрах одного из рекламных роликов...

Помимо грозной Шелоб, мы ждем панорамы и внутреннего обзора крепости Минас-Моргул, захваченной когда-то Врагом.

Разговор с побежденным Саруманом, скорее всего, будет сокращен или его не будет вовсе. Красноречия радужного мага в фильме не покажут — лишняя трата времени, которого и так недостает. Гэндальф, конечно же, должен будет сломать его посох, чтобы Саруман потерял остатки своей силы. Тот самый посох, с помощью которого белый маг одолел серого в первом фильме...

Не исключен момент, показывающий, как из окна башни вылетит шар, который бросил Грима. Палантир должен сыграть огромную роль в будущем сюжете. Интересно, мы увидим, как любопытный Пиппин заглядывает в пойманный им шарик?
За Короля, за Родину, за Веру!

Как известно, в третьей части трилогии речь главным образом идет об Арагорне, сыне Араторна, наследнике трона Гондора. Проследим его историю в том порядке, в каком она будет показана на экране.

Фиал, подарок Галадриэли, в действии.

В первом томе книги Арагорн, перед тем, как выступить из Ривенделла со всем отрядом, берет заново выкованный меч Андрил (этим мечом Исилдур отрубил палец Саурона, на котором красовалось кольцо). В фильме же показали лишь только обломок меча, и на протяжении первой и второй частей все поклонники Толкина уверены, что он уже ходит с целехоньким Андрилом. Однако это не так. В ролике "Возвращения короля" можно заметить, как Элронд преподносит новый меч будущему королю — это и есть Андрил.

Далее мы видим одну из ожидаемых сцен: наследник Исилдура заглядывает в палантир и видит там Саурона. Тут, скорее всего, нас ожидает что-то вроде киберпанковской "виртуальной реальности". Арагорн ментально попадает в Черный Замок Барад-Дур и начинает сражение с Сауроном. Ему удается победить Врага, не сказав ему ни единого слова. Арагорн подчиняет камень себе и нагоняет огромный страх на Саурона. Враг боится его, ибо видит клинок, которым его когда-то поразил сам Исилдур... Как и положено в блокбастерах, Главный Положительный герой обязан вступить в схватку с Главным Отрицательным героем. У Толкина этого, естественно, нет, но вот в фильме, благодаря находке Джексона, нам покажут честный бой один на один (хотя какая тут честность? человек сражается с майаром!).

Действие продолжается. После того, как Гэндальф вместе с Пиппином умчатся в Гондор, Арагорну надлежит последовать за ними. Но какую дорогу изберет Джексон для потомка Исилдура? Выберет ли он Тропу Умерших ("Стезя Мертвецов" — другой перевод книги), как это сделал Толкин, или отправит сына Араторна вместе с армией Рохана? Первый вариант — более предпочтителен для фанатов, а потому более вероятен. Его мы и будем рассматривать.

Итак, Гэндальф и Пиппин отправились в Минас-Тирит. Арагорн, Теоден, Эомер, Эовин, Мерри, Гимли и Леголас остались в Рохане, но — ненадолго. Внезапно, к радости "пока-еще-не-короля", приходят друзья-следопыты, потомки нуменорцев. Как только они прибывают, Арагорн сообщает Теодену, что намеревается покинуть Рохан, направившись через Тропу Умерших. Его отговаривают и остерегают, но он уверен, что настал его час. Вместе с ним отправляются неразлучные Леголас и Гимли.

Эовин, влюбленная в бывшего Бродяжника, в последнюю минуту (как и положено в Голливуде) останавливает его и просит не ходить в этот опасный путь. Наследник гондорского трона вновь начинает читать лекции о том, что это — его судьба. Тогда Эовин предлагает взять ее с собой, но и тут Арагорн отказывает ("Там, в краю далеком, есть у меня...").

Будущий король отправляется в дальнюю дорогу, проходит через гробницы нуменорцев, предавших короля, и взывает к ним. Призраки являются отплатить свой старый долг и идут на помощь. Потом Арагорн, его друзья и эти призраки уплывают на кораблях в Гондор, на помощь Великому городу.
Еще более величественная битва

Фарамир пока еще в седле.

Самое зрелищное и самое интересное в третей части (как, собственно, и во второй) — это, конечно же, Битва. На этот раз — еще более масштабная, чем Хельмова Падь: нам покажут осаду Белого города. Войска с обеих сторон будут в несколько десятков раз увеличены по сравнению с бойней в "Двух крепостях". Вместо десяти тысяч орков мы получим сто тысяч, а то и больше...

Во время битвы нам будут демонстрировать не только поле боя, но и еще несколько локаций. Параллельные сцены будут связаны с главным сражением.

В самом начале битвы нам обязательно будут показывать Гэндальфа и Фарамира. В яростной схватке Фарамира ранят отравленной стрелой, и его отправят к отцу.

Пиппин же, согласно тексту, должен находиться у Наместника. Но в ролике фильма мы видим, что Пиппин беззаботно сидел на белом коне Гэндальфа во время осады. Как же это объяснить? Возможно, наместнику придется погибнуть другой смертью, не сгорая в огне заживо.

Не похититель морковки, но великий воин!

Между тем камера постоянно будет возвращаться и к другой сцене — Мерри, Теоден, Эомер и Эовин медленно продвигаются на помощь к Гондору. Их встречу с дикарями и Ган-бури-ганом, скорее всего, вырежут.

Сражение разгорается. Гэндальф сражается и тут, и там, и на крайнем фланге. Полчища врага состоят не только из орков, но и из людей. Харадримы пришли на поле битвы вместе с могучими олифантами (не то мамонтами, не то мастодонтами), которые приволокли высокий таран.

Ворота, защищающие Минас-Тирит, рушатся под ужасающим напором врага. Назгул пытается переступить порог, но тут ему преграждает путь Гэндальф. "Тебе не пройти!", — привычно кричит он, видимо, вспоминая мост через бездну Мории. "Как ты смеешь?!" — воскликнул назгул, но тут громко закукарекал петух, тьма рассеялась и наступил рассвет... Точнее, на помощь Гондору наконец-то явились роханцы!

И тут происходит один из самых драматичных моментов битвы. Теоден, король Рохана, падает на поле боя. В эту же минуту назгул попытается добить его, но Эовин, краса Рохана, прибывает сюда, чтобы защитить своего дядю, и при помощи хоббита Мерри и нескольких взмахов меча она уничтожает вождя назгулов. Громкий предсмертный крик Короля-Чародея был слышен на весь город.

Но битва еще не закончена: враг все еще сильнее Гондора. И вот к берегу подплывают корабли, а с них высаживаются наши верные друзья вместе с призраками нуменорцев. Здесь битва продолжается, но победа уже на стороне Свободных народов.

Гондор наносит ответный удар. Объединенные силы Белого города и Рохана начинают штурмовать Черные Врата, а Фродо и Сэм тем временем выполняют свое задание. И пока Саурон взирал на битву, наследник Бильбо выполнил свою задачу. Врата рухнут, Саурон потеряет телесную оболочку, крепость Барад-Дур разрушится, а Добро, как всегда и везде, победит Зло.
Возвращение домой

Сцены возвращения домой будут сокращены — это несомненно. Помните, как в "Братстве Кольца", в Ривенделле, Бильбо показал своему племяннику уже завершенную книгу "Туда и обратно"? В произведении Толкина Бильбо закончил работу над книгой только по возвращении Фродо домой. Поэтому вполне возможно, что мы не увидим в третьем фильме Бэггинса-старшего.

Встреча с Саруманом в Шире также под вопросом. С одной стороны, это — последние, а потому важные дни жизни бывшего мага, с другой стороны — на это понадобится время, которое зрители проведут в кинотеатре. К тому же после падения главного Врага в фильме не будет смотреться еще одна битва или война.
* * *

Произведение Дж. Р. Р. Толкина и так было очень популярно, но намного популярнее оно стало после выхода фильма. Долгих 14 лет писал Профессор свою трилогию, а Питер Джексон экранизировал ее всего за 6 лет! Дамокловым мечом висело над режиссером ограничение хронометража ленты. Втиснуть в три фильма объемную, многоплановую эпопею — очень тяжкое бремя! Но Джексон, как и Фродо, пронес свое бремя до конца, и результат его нелегкого труда мы сможем оценить в ближайшие дни.

А заодно посмотрим, многое ли из предсказанного в статье сбудется в заключительной части нашей любимой киносказки.

0

2

Кенгуру за спиной
Занимательные факты и слухи о фильме "Властелин колец", а также обо всем прочем, что с ним связано
24 кадра в секунду

Питер Джексон со своей подругой Фрэн Уолш.

Самое популярное и доступное развлечение людей 21 века — кино (правда, некоторые идеалисты до сих пор предпочитают секс). Сегодняшний синематограф сильнее удара "Боинга" об небоскреб, заманчивее тура в Амстердам и важнее новогоднего выступления Буша. Все это можно записать на пленку и повторять множество раз, заново переживая реальность ушедшего момента. А по-настоящему действительно только то, что попадает в измерение наших чувств. Как говорил по этому поводу закоренелый материалист Бертран Рассел: "Почем мы знаем — вдруг стул за нашей спиной превращается в кенгуру?". В случае с кино все наоборот. Кенгуру из-за нашей спины попадает на экран и превращается в обворожительную Марлен Дитрих, трогательного Чаплина или элегантный ядерный гриб над атоллом Муруроа.

Отсюда следует элементарная аксиома — цена и сложность кинопроекта напрямую определяет наше внимание к мельчайшим подробностям его реализации. Мы можем вложить сто миллионов долларов в экранизацию бабушкиного настенного календаря, и получим по одному заинтересованному лицу на каждый цент. Известный рекламный трюк, благодаря которому можно продать что угодно — африканские бушмены охотно купят тонну кварцевого песка, бородатый талиб приобретет томик Корана на иврите, а Березовский тайком выпишет к себе в Лондон портрет Президента, сидящего верхом на нефтяной трубе. Лишь бы об этом снимался фильм.
Немного статистики

Одним из самых дорогих кинопроектов за всю историю человечества является "Властелин колец" — впечатляющий симбиоз трудов англичанина Дж. Р. Р. Толкина и новозеландского режиссера Питера Джексона. Съемки этой трилогии обросли легендами еще до выхода на экраны ее первой части. Поэтому нам стоит разобраться — что представляет из себя "Властелин колец" в самом общем приближении?

Полный расчет еще не подведен, но мы все уже знаем, что фильм стоит около 300 миллионов долларов. Дело в том, что New Line Cinema выделила на съемки 130 миллионов, но спецэффекты съели примерно столько же. Для работы над фильмом компания WETA Workshop, принадлежащая режиссеру, создала около 50000 единиц съемочного инвентаря — оружие, доспехи, костюмы и украшения. В этом отношении благодарность перед строем следует вынести дизайнеру Нгиле Дикинсон. Руководя работой полусотни портных, она сумела превратить обыденных актеров 21 века во вполне убедительных эльфов, орков и хоббитов. Всего ею было создано 150 вариантов одежды для каждой расы Средиземья и более трех сотен различных париков для актеров первого плана и массовки.

Памятные новозеландские монеты с символикой "Властелина колец".

Численность съемочной группы достигала 120 человек — техники, осветители, гримеры, художники, каскадеры, пиротехники и прочие подмастерья голливудских волшебников.

Сценарий для фильма писали 4 человека: Питер Джексон, Фрэн Уолш, Стивен Синклер и Филиппа Боенс. Работа над ним шла около 4 лет. Итоговый документ занимал 138 машинописных листов.

Основные съемки трилогии шли 274 дня. Правительство Новой Зеландии предоставило съемочной группе значительные налоговые льготы, а также выделило несколько подразделений национальной гвардии для помощи в строительстве декораций и участия в массовках.

В фильме было задействовано более 20 основных протагонистов и около 20000 статистов, экипированных сотней различных моделей холодного оружия. На создание спецэффектов было потрачено 5520 машино-часов, а общий объем обрабатываемой видеоинформации достиг 32 терабайт.

Съемочная площадка для Хоббитона возле городка Матамата.

Напомним, что первая часть "Властелина колец" под названием "Братство кольца" была выпущена 19 декабря 2001 года. Она собрала 313 миллионов долларов в американском кинопрокате, плюс 860 миллионов по всему миру. Кроме того, "Братство Кольца" удостоилось 13 номинаций на "Оскар", но в итоге получило лишь 4 премии.

Натура для съемок реки Андуин в Южных Альпах (Новая Зеландия).

Вторая часть — "Две крепости" — вышла в свет 18 декабря 2002 года и принесла своим создателям 340 миллионов в США и 919 миллионов в других, менее цивилизованных странах. Следует отметить, что в настоящий момент фильм находится на 4 месте в рейтинге самых кассовых фильмов планеты. "Две башни" уступают лишь "Звездным Войнам", эпизод 1 (3 место — 922 миллиона) и перворожденному "Гарри Поттеру" (2 место — 968 миллионов). Про первое место — смотрите текст, вынесенный на поля.

16 декабря 2003 года начнется гигантский киномарафон — две предыдущие части трилогии покажут одну за другой. Думается, что этот drang nach зритель рассчитан не только на престарелых шестидесятников-толкиенистов, которые наконец-то стали вести беззаботную жизнь настоящих хиппи благодаря болезни Альцгеймера. Да, "Властелин колец" стартовал ровно два года назад и многие неискушенные зрители уже успели кое-что подзабыть. Но основная цель подобного киномарафона — создание дополнительного ажиотажа. Напоминание о том, что третья часть фильма уже готова к употреблению.
Правда, только правда и ничего, кроме правды

5lavaflow — Гора Тонгариро, она же Мордор.

Несовершенство человеческой природы, помноженное на пытливость нашего ума, вносят в процесс киномаркетинга свои неумолимые коррективы. Лучшие философы и сексологи планеты утверждают, что нормальные люди чаще интересуются тем, что находится впереди, нежели чем сзади. Таким образом, вопрос о том, что нас ждет в третьей части "Властелина колец", делает любые напоминания о содержании двух предыдущих фильмов малосущественными per se.

Декорации города Эдорас, столицы Рохана. Хорошо заметны похоронные холмики, где Теоден собирал новозеландские ромашки и жалел, что никогда не будет кандидатом наук.

Музыку для третьей части фильма делает все тот же Говард Шор — лауреат премий "Оскар" и "Грэмми". Это значит, что саундтрек "Возвращения короля" будет примерно таким же, как и в двух предыдущих частях. Некоторой неожиданностью будет появление Энн Леннокс из группы Eurythmics. Эта уже довольно немолодая обладательница золотого граммофона исполнит в третьей серии фильма свою новую песню "На Запад". Кроме того, музыкальная составляющая "Возвращения короля" будет слегка разбавлена чистым сопрано Рэнни Флеминг и пронзительной ирландской флейтой сэра Джеймса Гэлауэя.

Внимательный взгляд найдет в этом фильме целый ряд многозначительных совпадений и аналогий, которые заставляют нас поверить в незримую связь между чопорным английским профессором и бесшабашным новозеландским режиссером. Так, существует распространенное мнение о том, что немногочисленные женские персонажи "Властелина колец" были прописаны Толкином довольно невнятно. Фрэн Уолш — помощница режиссера и его постоянная супруга — однажды призналась журналистам, что во время съемок фильма ей очень часто приходилось самостоятельно придумывать особенности характеров и поведения женских персонажей трилогии.

Дворец Теодена. Кельтский стиль в архитектуре.

Еще один любопытный факт, который мусолят журналисты: сэр Ян МакКеллен (Гэндальф) — стопроцентный гей. Он возглавлял 32 Парад гомосексуалистов в Сан-Франциско и, если верить слухам, несколько раз безуспешно пытался охмурить партнера по съемкам "Властелина колец" — Орландо Блума (Леголас).

Кстати, о съемках. Новозеландские фоторепортеры, постоянно шпионившие за съемочной группой "Властелина колец", рассказывали, что Джексон использует на ролях орков, как правило, одних лишь женщин. Дело в том, что обычные орки отличаются от своих собратьев урук-хаев весьма скромным ростом. Уменьшать каждого орка при помощи компьютера, как это делалось с хоббитами, было бы слишком дорого. Можно сделать проще. Желтые контактные линзы, накладные зубы, немного грима, неяркое освещение — это стоит лишь несколько сотен долларов, но начисто стирает хрупкую грань между среднестатистической женщиной и сказочным чудовищем. Таким образом, мы можем легко проследить эволюцию неумышленно-пренебрежительного отношения к женщинам во "Властелине колец" от начала 20 века (Толкин) и до наших дней (Джексон).

Лиял Бэй, место съемок Дороги Мертвых.

Вернемся к третьей части фильма. Съемки были, мягко говоря, непростыми — ведь 17 декабря 2003 года нам покажут одну из самых впечатляющих батальных сцен за всю историю кинематографа. По словам австралийской актрисы Миранды Отто (Эовин), битва на полях Пеленнор — центральный момент третьей части — снималась с невиданным размахом. Для сравнения приведем цифры: в бою за Хельмову Падь участвовало около 10000 смоделированных орков и урук-хаев. У стен Гондора их будет 200000 — еще более крупных и мерзких, чем раньше.

Доспехи Миранды, которые она носила во время съемок, весили более 10 кг. После нескольких часов скачки верхом и махания мечом девушке начинали приходить в голову мысли о том, что Жанна д’Арк не зря старалась закончить все свои сражения как можно быстрее.

Декорации Ортханка в Вингейте

Вигго Мортенсен в реальной жизни совершенно не похож на короля Арагорна. Тихий и стеснительный, он ненавидит конфликты, резко критикует действия администрации Буша в Ираке, а в свободное время рисует картины и сочиняет стихи. Съемки материала для третьей части картины Вигго вспоминает со смешанным чувством ностальгии и облегчения. Под доспехами актеров находилась специальная защита, смягчающая случайно пропущенный удар бутафорским мечом или копьем. Если верить Вигго, это помогало далеко не всегда.

Чучело мертвого Сарумана на колесе в Ортханке. Ага, Радужный маг умрет. А вы думали?

Новозеландский актер Карл Урбан (Эомер) выдал некоторые подробности съемок битвы на полях Пеленнор. По его словам, в массовке было задействовано 500 лошадей. Когда кавалерия шла в атаку на условного врага, дрожь земли ощущалась даже кинооператорами, стоявшими на приличном удалении от "поля боя". Из опыта съемок конных битв Карл вынес для себя одно важное правило — никогда не ешь перед тем, как прыгать в седло. Иначе тебе потом будет мучительно стыдно, съемочной группе — реально весело, а испачканному твоим завтраком коню — обидно и неприятно.

Съемки материала для последней части трилогии проводились в горах Руапеху и Тонгариро (Мордор), а также в Южных Альпах (река Андуин). Здесь режиссер столкнулся с неожиданной проблемой — на залитом ярким солнцем высокогорье актеры быстро теряли благородную бледность лица и становились похожи на венецианских мавров. Негров в толкиновском Средиземье не водилось, поэтому гримерам пришлось срочно закупать в близлежащем горнолыжном курорте крем от загара.

Орки атакуют Хельмову Падь (съемки около Веллингтона).

Еще один сюрприз, ожидавший съемочную группу в Новой Зеландии, отличался очень маленькими размерами. Местная разновидность мошки (так называемая sandfly) не видела никаких гастрономических различий между хорошими эльфами и плохими орками. В итоге эти кровососы нападали целыми стаями как на защитников Гондора, так и на армию Саурона. Компьютерная магия "Властелина колец" отступила перед напором суровой реальности. Гримеры изобретали новые ругательства и просили прибавки к жалованию — ведь репеллент, активно используемый актерами, постоянно портил их сложный грим.

Пронырливые папарацци смогли выяснить, что съемки "дороги мертвых", по которой Арагорн пойдет в последней части трилогии, велись в парке Лиял-Бэй недалеко от Веллингтона. Вообще, пейзажи Веллингтона активно использовались во всем фильме: в Вингейте снимали Изенгард, а около реки Хатт — Ривенделл.

После завершения съемок фильма актеры с энтузиазмом принялись расхищать рабочий инвентарь. Например, Орландо Блум взял на память свой эльфийский лук и "хлопушку" с последнего дубля. Доминик Морган (Мерри) увез с собой пару волосатых накладных ног, роханский меч и все ту же "хлопушку". Другие участники кинопроекта тоже не остались обиженными. Если посмотреть на реальную рыночную стоимость этих вещей, становится ясно, что каждый из актеров получил на руки целый ворох баксов в обход бухгалтерии. К примеру, оригинальные кольца со съемок фильма продавались на аукционах по 4-5 тысяч долларов за штуку.

Работа Питера Джексона над "Властелином колец" стала для Новой Зеландии событием национального масштаба. Наглядным примером этому может служить следующий факт: британский королевский монетный двор получил от правительства Новой Зеландии заказ на разработку нескольких серий монет, посвященных трилогии "Властелин колец". Предполагаемое достоинство монет — от 10 долларов до 50 центов. Они будут находиться в свободном обращении как обычное платежное средство.
Дверь в вечность

Пора подводить итоги.

Самая случайная вещь в этой жизни — наше рождение. На него влияют гормоны папы, месячные мамы, и не поддающееся точным прогнозам взаимное желание разных полов узнать друг друга поближе.

Самая закономерная вещь в этой жизни — наша смерть. Нейротропный вирус бешенства имеет форму винтовочной пули, а последовательность аминокислот гликопротеида этого вируса аналогична с нейротоксином змеиного яда. Разрывные пули с крестообразным наконечником или пустой головкой, а также индийский висцеральный лейшманиоз (лихорадка "кала-азар") называются одинаково — дум-дум. Мы все когда-нибудь умрем. Попробуйте это оспорить.

Но бессмертие вполне достижимо. Для начала нужно понять, что дверь в вечность находится внутри нас самих. Между случайным рождением и неизбежной смертью.

Чтобы попасть туда, нужен ключ. Для каждого человека он выглядит по своему — деревянный крест с гвоздями, кнопка контроля ядерных ракет или портрет глупо ухмыляющейся Джоконды.

Самый гуманный ключ к бессмертию в 21 веке — это угловатая позолоченная статуэтка, спрятанная в брюшной сумке у современного варианта кенгуру Бертрана Рассела.

Итак — получит ли Питер Джексон своего долгожданного "Оскара" за лучшую режиссуру третьей части? Станет ли он официальным бессмертным властелином "Властелина колец"? Ответ на этот вопрос будет дан в самый редкий день юлианского календаря — 29 февраля 2004 года на церемонии вручения наград Американской киноакадемии, которая пройдет в голливудском кинотеатре "Кодак".Деньги правят миром

Можно предположить, что мировые сборы последней части трилогии — "Возвращение короля", премьера которой назначена на 17 декабря 2003 года — ощутимо превысят аналогичные показатели двух предыдущих лент. Учитывая, что "Властелин колец" снимался, как единая картина (три части сразу), мы имеем полное право суммировать итоговую валютную отдачу от всех трех серий.

Такой расчет переносит "Властелин колец" через сумасшедшую планку в три миллиарда долларов (с учетом прогнозируемых сборов третьей части фильма). Эта сумма почти в два раза больше мировой кассы "Титаника", занимающего первое место по прокатным сборам в мире — 1,8 миллиарда долларов. Кроме того, она превышает состояние Усамы Бен Ладена в 10 раз, а за вычетом бюджета Ватикана равна затратам ООН на содержание всех своих миротворческих миссий в 2003 году. В среднем, каждый житель Земли заплатит за просмотр "Властелина колец" по 50 центов или по 15 рублей...

0

3

Наша прелес-сть...
“Суета вокруг колец” — любительская пародия на фильм Питера Джексона

А ты с мое поползай по болотам —

Посмотрим, как бы ты тогда запел.

А на массовку мне плевать — набрали войско орков

Из хроников в соседнем ЛТП.

А. Свиридов

Такие фильмы, как “Властелин колец”, рождаются раз в эпоху, прочно врезаясь в умы и души людей, подталкивая порой к смелым и нетривиальным поступкам.

Более двух лет назад на одном из интернет-форумов, на котором обитали толкиенисты, в шутку прозвучала идея снять пародию на фильм Питера Джексона. Мало кто отнесся к этому предложению всерьез, и, пожалуй, никто не верил в то, что эта безумная идея выполнима. Но нет ничего сильнее мечты и человеческого желания. Спустя какое-то время была создана арт-группа “Fellowship”, усилиями которой к концу 2002 года был снят любительский видеофильм “Суета вокруг колец”. В прошлом году была закончена вторая часть — “Две башни”, а этим летом прошли съемки финальной серии трилогии.

Итак, что же такое “Trouble of the Rings”? Это бесшабашная пародия на нетленный шедевр ПиДжея, пропитанная иронией и, что немаловажно, глубоким уважением к первоисточнику, в отличие от творений оперуполномоченного Пучкова (aka Гоблин).

Нужно сразу оговориться, что “Суета вокруг колец” — чисто любительское кино. Снятое на собственные деньги, на простую видеокамеру без использования серьезного операторского оборудования, во всех ролях — непрофессиональные актеры. О каких-либо визуальных эффектах говорить не приходится, все батальные сцены в фильме условны — в самом масштабном побоище занято всего лишь несколько десятков человек. Посему сравнивать этот фильм с “серьезным” кино, безусловно, нельзя. Но на уровне подобных поделок, которые можно увидеть, например, на ежегодном фестивале независимого кино “Чистые грезы”, “Суета вокруг колец” будет смотреться не слишком-то блекло.

Постеры фильма сделаны качественно.

Однако петь дифирамбы постановщикам я не собираюсь. Режиссура в фильме отсутствует напрочь, видно, что создатели руководствовались скорее интуицией, нежели кинознаниями. Про операторскую работу тоже ничего хорошего не скажу; композиция, цветовые пятна — эти термины оператору явно мало знакомы. Должен отметить, однако, что в фильме неплохо сделан звук. Произведено полное переозвучание картины (что делается даже не во всех отечественных телесериалах), написано оригинальное музыкальное сопровождение и несколько песен.

Сошлись клинки в последней смертной битве...

Талантливой актерской игры я не ждал, а потому и не был особо разочарован ее отсутствием.. Видно было, что ребятам этот дурдом откровенно в кайф, но серьезно играть никто не пытался.

Единственное, что в фильме неплохо, это сценарий. Конечно, драматическая структура хромает, сюжет местами тягомотен, часто провисает, но периодически проблескивает какая-нибудь чумовая шутка, и ее взрывной эффект скрашивает большинство недостатков. Уверен, многие фразы из фильма вскоре растащат на цитаты. Диалог Арвен с назгулами у реки Бруинен, семейные разборки Гэндальфа с Барлогом, Голлум, которого обидели, отняв бутерброды, — все это здорово. Саруман стал Сарумамой, роххаримы, за неимением лошадей, гоняют на велосипедах. Палантир заменили интернетом, а Хельмова Падь стала Хельмовой, простите, Хренью...

Если честно, я был разочарован отсутствием пародии на режиссуру Питера Джексона. Да, ребята вволю позабавились над сюжетом, но хотелось большего...

Что в итоге? Самобытная, простоватая и сыроватая, но искренняя пародия на “Властелина колец”. Сделанная фанатами и для фанатов.

А еще этот фильм — гимн человеческому упорству и энтузиазму. Ведь что ни говори и как ни ругай результат, а работа проделана нехилая.
Массовка что надо!

Не забуду Сарумаму и Саурона — отца родного.
Главное, чтобы костюмчик сидел.

Подробнее узнать о фильме и его создателях вы можете на сайте wwwaltlotr.ru.

0


Вы здесь » Тьма » Кино чарт » "Властелин колец"