Рыцари плаща и кинжала
Шпионская фантастика

В подвале гестапо Штирлиц порол чушь. Чушь вырывалась и громко визжала(Анекдот).

Шпионы... Их похождения окутаны флером загадки и опасности... Эффектная исполнительница восточных танцев Мата Хари. Манипулирующий туземными племенами Лоуренс Аравийский. Неприметный спаситель Москвы Рихард Зорге. Вездесущий штандартенфюрер Штирлиц. Агент Ее Величества 007... Когда речь заходит о «бойцах невидимого фронта», реальность легко мешается с вымыслом. Фантастика просто не могла остаться в стороне от столь благодатного материала.

Термин «шпионская фантастика» (spy-fi, «спай-фай») вошел в обиход совсем недавно. К этому направлению относятся как традиционный шпионский роман с элементами фантастики, так и фантастические произведения, выстроенные по правилам триллера, о деятельности спецслужб.
Герой нового времени

Как литературное направление шпионский роман сформировался накануне Первой мировой войны. Потихоньку складывались каноны жанра: заговоры мирового масштаба, герой с замашками супермена, окружающие его роковые красавицы, коварные злодеи, равнодушное и беспринципное начальство. Наиболее значительные произведения раннего периода — «Ким» Редьярда Киплинга и цикл Эммы Орци «Алый Первоцвет».   

Шпионы: реальные и выдуманные.

К середине 20 века среди откровенно бульварного шпионского чтива выделялись произведения бывших британских разведчиков Сомерсета Моэма, Комптона Маккензи и особенно Эрика Эмблера. Именно британцы долго задавали тон в шпионском детективе: Элен Макиннес, Адам Холл, Грэм Грин, Джон Ле Карре, Лен Дейтон, Фредерик Форсайт, Кен Фоллетт, Джек Хиггинс. Они создали «реалистический» шпионский роман, герои которого отнюдь не супермены, а простые трудяги, выполняющие грязную и неромантичную работу.

Распространению шпионского романа на Западе способствовала холодная война, на передних рубежах которой оказались американцы. Немудрено, что авторы из США постепенно завоевали внушительную популярность: Дональд Гамильтон, Росс Томас, Роберт Ладлэм, Том Клэнси. Шпионский роман пользовался спросом и по другую сторону «железного занавеса» — вне конкуренции здесь были книги советского писателя Юлиана Семенова и болгарина Богомила Райнова. Популяризации шпионских историй существенно помогли кинофильмы и телесериалы, с 1960-х буквально заполонившие мировые экраны.

Уже в ранних шпионских детективах нередко присутствовали приметы криптоистории в виде глобально-нелепых заговоров опереточных тайных обществ и мега-злодеев. Но основным признаком принадлежности к «спай-фай» стали разнообразные фантастические гаджеты, облегчающие жизнь шпиона: экзотическое оружие, средства передвижения, коммуникации, камуфляжа. Главное произведение шпионской фантастики — «Бондиана», цикл романов британца Йена Флеминга, массово растиражированный кинематографом.
Меня зовут Бонд. Джеймс Бонд

Флеминг, служивший во время Второй мировой в разведке королевских ВМС, не понаслышке знал шпионскую работу, однако в своих произведениях к реализму не стремился. Его романы ближе к комиксу о супергерое, который с честью выпутывается из самых сложных ситуаций, переигрывает могущественных врагов, покоряет сердца неприступных красавиц и всегда побеждает. В книгах Флеминг еще пытался балансировать на грани реальности, хоть и не слишком умело, но стараниями кинематографистов «Бондиана» превратилась в явную фантастику.

Флеминг и Бонд: почти близнецы (в роли 007 — Шон Коннери).

Бонд родился в воображении британского журналиста Флеминга в январе 1952 года, когда тот проводил новогодние праздники на Ямайке. Флеминг очень любил наблюдать за птицами, и имя для героя он позаимствовал у автора пособия по орнитологии.

Я решил дать своему герою самое простое, невзрачное, даже тусклое имя — «Джеймс Бонд» подошло идеально. Это вам не какой-нибудь Перегрин Караззерс! Вокруг героя происходят экзотические события, но сам он должен оставаться незаметным винтиком государственной машины.

Йен Флеминг

Первый роман о Бонде «Казино «Рояль» увидел свет в 1953 году, а всего Флеминг создал 12 романов и две антологии рассказов об агенте 007. После кончины автора в 1964 году приключения Бонда официально продолжили Джон Гарднер, Раймонд Бенсон и Кингсли Эмис, сообща сочинившие 27 книг. В 2008 году должен выйти новый роман о Бонде, написанный Себастьяном Фолксом. Кроме того, Чарли Хигсон выдает на-гора серию о детстве и юности суперагента, есть еще несколько новеллизаций бондовских фильмов и с десяток фанфиков разных авторов.
Книжная бондомания.
   

Особую популярность образ супершпиона обрел после экранизации его похождений: в нынешнем году появится уже 22-й фильм. Из общего счета выпадают две неканонические ленты — бурлескная комедия «Казино «Рояль» (1967) и иронический боевик «Никогда не говори «никогда» (1983). Кроме того, в «Бондиану» входят один телефильм, три радиоспектакля, мультсериал, три видеоигры и несколько комиксов.
Джеймс Бонд (Шон Коннери) и его любимый Aston Martin DB5.

Итак, кто же такой самый прославленный шпион, чье имя стало нарицательным? Коммандер Королевских ВМС Джеймс Бонд — агент британской Секретной разведывательной службы (Secret Intelligence Service, SIS), также известной как МИ-6. Его отец Эндрю Бонд — выходец из старинной шотландской семьи, мать — швейцарка Моник Делакруа. Оба родителя причастны к британской разведке, так что шпионаж для героя — фамильное дело. Точная дата рождения Джеймса остается тайной; по самой распространенной версии он по явился на свет 11 ноября 1920 года (хотя по книгам и фильмам ему всегда лет 35). Бонд — агент элитный, действующий под специальным кодом с двумя нулями, означающим «право на убийство» во имя интересов Короны (Флеминг эту кодировку выдумал). Порядковый номер Джеймса в особой иерархии — 007. Латинский девиз семьи Бондов — Orbis non sufficit («И целого мира мало»). Бонд — сильно романтизированный автопортрет самого Флеминга. У автора и его героя одинаковый рост и цвет глаз, они посещали одни те же школы, служили во флоте, придерживались сходных привычек в еде, выпивке, одежде, прическе, оба имели репутацию ловеласов.

Техника и оружие 007.

Что до фантастической спецтехники, то поначалу у Бонда ее было немного, но со временем, осо бенно в кино, экзотические шпионские «примочки» превратились в «фишку» серии. В каждом новом фильме зрители с нетерпением ждали появления импозантного технического эксперта Кью, который демонстрировал очередной оригинальный гаджет для 007. Это прежде всего автомобили, напичканные электроникой, защитными устройствам и оружием. В разные годы 007 разъезжал на Aston Martin, Lotus, BMW. Самый знаменитый его автомобиль — серебристо-серый Aston Martin DB5, который служил агенту Ее Величества на протяжении пяти фильмов. Литературный Бонд сначала предпочитал Bentley, а в романах Джона Гарднера он пересел в Saab 900 Turbo. Еще один любимый бондовский прибор — часы с кучей приспособлений вроде рации, газовых капсул, разрывных пуль, пластиковой взрывчатки, мини-лазера... В фильмах Бонд носил часы Rolex Submariner, Seiko, Omega. В личном огнестрельном оружии Бонд отличается завидным постоянством: только однажды для смертоубийства он использовал пистолет Beretta 25 калибра, обычно отправляя врагов на тот свет с помощью Walther PPK и P99.

Бойцы невидимого фронта

Популярность бондианы вызвала к жизни внушительное количество аналогичных проектов. Прежде всего — в кино и на телевидении; впрочем, особо яркие фильмы и сериалы не разновеллизировались. Характерная черта подобных шоу — абстрактная «международная» принадлежность героев и их врагов. В романах Флеминга агенты реально существующих МИ-6 и ЦРУ сражаются, как правило, против демонизированных русских из СМЕРШ («Смерть шпионам» — Главное управление советской военной контрразведки в 1943—1945 годах.) и прокоммунистической организации СПЕКТР. В большинстве фильмов «Бондианы» СПЕКТР не имеет четкой идеологической окраски, выступая в роли транснациональной террористической мафии. В некоторых фильмах Бонд даже работает плечом к плечу с агентами КГБ и ГРУ. Еще дальше пошли бондовские эпигоны.
Вслед за Бондом.
   

В 1964 году на телеканале NBC стартовал ставший куль товым телесериал « Человек из UNCLE», главным создателем которого был Сэм Рольф. Герои сериала американец Наполеон Соло, русский Илья Курякин и их шеф британец Александр Уэверли — сотрудники Объединенного комитета по соблюдению законности. Их противник — тайная организация THRUSH, банда могущественных маньяков, мечтающих о мировом господстве и настолько опасных, что США и СССР вынуждены объединиться против общего врага.

В создании сериала поучаствовали писатели-фантасты Роберт Таун и Харлан Эллисон. Джин Родденберри использовал UNCLE как прототип для Объединенной федерации планет из сериала «Звездный путь».
«Спай-фай» — любимая мишень пародистов.
   

Сериал продолжался четыре сезона (до 1968 года), породил спин-офф «Девушка из UNCLE» (1966—1967) и книжный цикл из 31 романа. Аналогичным британским проектом стали «Мстители» (1961—1969), также пользовались немалой популярностью сериалы «Дикий дикий запад» (1965—1969), «Напряги извилины» (1965—1970), «Узник» (1967—1968), «Миссия невыполнима» (1966—1973). Элементы фантастики в этих картинах и их книжных версиях еще более наглядны. Особенно впечатляла изобретательность создателей пародийного сериала о похождениях незадачливого агента Максуэлла Смарта («Напряги извилины»): знаковыми стали вмонтированный в ботинок телефон и пистолет с кривым дулом для удобства стрельбы из-за угла.

Фантастические гаджеты и приемы иногда воплощались в реальность. В ЦРУ даже было организовано специальное подразделение, сотрудники которого читали шпионские и детективные романы, создавая на основе писательских идей сценарии для реальных тайных операций. Этот факт использовал Джеймс Грейди в книге «Шесть дней Кондора», по которой затем вышел успешный фильм. Противник тоже не дремал: в 1978 году агенты болгарской ГБ убили диссидента Георгия Маркова уколом отравленного зонтика. Но самое громкое заимствование вымышленного сценария приходится на долю террористов из «Аль-Каиды»: атака государственных зданий с помощью угнанного пассажирского лайнера впервые была описана Томом Клэнси в романе «Долг чести» за 7 лет до событий 11 сентября...
Агенты Галактики

Кроме традиционной «спай-фай», существуют абсолютно фантастические произведения, чьи авторы используют приемы шпионского детектива. К примеру, так делает Лоис Макмастер Буджолд в популярном цикле о приключениях галактического агента Майлза Форкосигана. Впрочем, самый «шпионский» роман серии обходится без Майлза. Герой книги «Этан с Афона» — типичный для детектива посторонний бедолага, случайно оказавшийся в эпицентре столкновения разведок.
НФ и фэнтези на тропе шпионажа.
   

Классические «Кукловоды» Роберта Хайнлайна — метафорическое отображение шпиономании в Америке середины 20 века. Контрразведчики Хайнлайна охотятся на омерзительных инопланетян; в реальной истории их целью были коммунисты: для автора и его читателей разница невелика... Роман Мартина Кэйдина «Киборг» — типичная история спецагента, который расследует международные преступления вроде подпольной торговли ядерным оружием. Но действие происходит в будущем, а главный герой, астронавт Стив Остин, пережив катастрофу, становится киборгом. На основе романа в 1974—1978 годах выходил очень популярный сериал «Человек на шесть миллионов долларов», также новеллизированный.

С отсылками к классике жанра написан роман Тимоти Зана «Ночной поезд на Ригель». Замени межзвездный экспресс на Восточный, сделай героя Фрэнка Комптона агентом SIS, а его инопланетных противников — нацистами или чекистами, — и перед читателем предстанет традиционный шпионский триллер в духе Флеминга. Из Ригеля — с любовью! Еще дальше пошел Саймон Грин в фэнтезийном романе «Человек с золотым торком», герой которого Шаман Бонд сражается со сверхъестественными чудовищами. А чем «Трудно быть богом» Стругацких — не шпионский роман? Разведчик под прикрытием действует в тылу врага: явки, пароли, вербовка...
Красавицы — находка для шпиона.
   

Отметились в шпионской фантастике комиксы, игры и аниме: «Черная вдова» и «Ник Фьюри», Metal Gear и Top Secret, «Читай или умри» и «Темнее черного»... Похоже, «спай-фай» завоевала себе место под солнцем...Десять книг шпионской фантастики

Йен Флеминг, цикл про Джеймса Бонда

Том Клэнси «Охота за «Красным октябрем»

Роберт Хайнлайн «Кукловоды»

Кит Лаумер «Миры Империума»

Майкл Муркок «Китайский агент»

Лоис М. Буджолд «Этан с Афона»

Тимоти Зан «Ночной поезд на Ригель»

Григорий Адамов «Тайна двух океанов»

Аркадий и Борис Стругацкие «Трудно быть богом»

Кирилл Еськов «Последний кольценосец»

Отредактировано Ronin Montaro Ryota (2008-06-01 20:57:49)