Кратко о статье: Шагнуть в распахнутые окна Величественное Древо миров, растущее с незапамятных времен, кроной уходящее в сияющую вышину, раскинулось перед нами. Ствол его неохватен, кора испещрена узорами, по которым не скажешь — древние руны ли это, или просто морщины, свидетельства старости. Это дерево — мировая фантастика. Всех народов, видов и жанров. Мы устремляем взгляд вверх и видим расходящиеся ветви. Они совершенно разные, как будто принадлежат различным породам деревьев. Но растут из одного ствола. Посмотрим на них поближе.
ШАГНУТЬ В РАСПАХНУТЫЕ ОКНА
Место аниме в мире фантастики
“Мультфильмы очень нужны детям. Но иностранная мультипликация предназначена в основном для развлечения. <...> Это просто детские мультики”.

Из статьи о мультипликации в советском журнале “Искусство кино” за 1983 год.

— Куда ты идешь? Что собираешься сделать? Ты что, просто перечеркнешь свою жизнь?!

— Я иду туда не для того, чтобы умереть. Я иду, чтобы узнать, жив ли я по-настоящему.

Из детского мультика “Ковбой Бибоп”, 1998.

Величественное Древо миров, растущее с незапамятных времен, кроной уходящее в сияющую вышину, раскинулось перед нами. Ствол его неохватен, кора испещрена узорами, по которым не скажешь — древние руны ли это, или просто морщины, свидетельства старости. Это дерево — мировая фантастика. Всех народов, видов и жанров. Мы устремляем взгляд вверх и видим расходящиеся ветви. Они совершенно разные, как будто принадлежат различным породам деревьев. Но растут из одного ствола. Посмотрим на них поближе.

В рушащемся мире, сгорающем от войны, гибнет все, что дорого — прежняя жизнь, друзья, невинные люди. Она остается единственным, что для него имеет значение. Но она — совершенное оружие. И она ведет эту войну. Saikano, “Она спасет мир”.

Справа красуются несколько тонких, сильных и упругих ветвей ясеня, гордых, красивых и свежих. Яркие листья сверху ловят свет солнца, а снизу шелестят в полумраке. Это фэнтези.

На противоположной стороне — научная фантастика. Дубовые ветви, мощные и широко раскинувшиеся в стороны. Меж них ночами падает на землю свет звезд и далеких планет.

Черным штрихом выделается голая мертвая ветка. Это хоррор, готический ужас.

На древе Фантастики много ветвей. Помимо жанров есть направления: кинофантастика, родная литературная, мультипликационная... Хм. Что это там, рядом с мультипликационной? Да-да, прямо позади “Тайны третьей планеты”. Такая изящная и скромная ветвь. Гладкая, без единого листочка. Еще один ужас?

Но тут она мгновенно зеленеет, покрываясь распускающимися цветами. Вот оборотень так оборотень! Роскошная, нежная и прекрасная сакура. Розовые и белые цветы. Это аниме. Добро пожаловать в страну грез!

Многие читатели заждались этой темы. Она, прямо скажем, для нашего журнала представляется одной из обязательных. Истинный поклонник фэнтези и фантастики должен если не разбираться в аниме, то знать об этом направлении хотя бы самое главное.

Что такое аниме?

Бывает и счастливая любовь. Забавная и комичная, но вместе с тем трогательная и вполне невинная. Любовь, возникающая между незадачливым студентом и очеловечивающейся девушкой-роботом. “Чобиты” во всей красе.

В понимании широкой общественности, аниме — это прежде всего такие мультики, где у героев огромные глаза, а у молоденьких героинь — длинные ноги и коротенькие юбки. Мультики, в которых лица персонажей при каждом всплеске эмоций искажаются, становясь гротескно-смешными, а рты разеваются на половину экрана. Согласно другому мнению, аниме — это японская мультипликация, и каждый японский мультик принадлежит к аниме, а неяпонский к нему отнесен быть не может. И то, и другое только частично является правдой.

Японская мультипликация следует европейской традиции и к аниме относится лишь косвенно. Известный у нас сериал “Пчела Майя” вовсе не германский, как думают многие, а японский, равно как и совсем не английская “Суперкнига”.

Аниме же действительно можно определить как особый вид мультипликации, придуманный японцами исключительно для японцев. Но это определение будет неполным, потому что качественное отличие аниме от, скажем, диснеевской традиции не в этом. И не в том, что аниме обладает рядом стилистических, сюжетных и смысловых особенностей, от “большеглазок” с красивыми ножками до набора тем, не характерных для других анимационных фильмов.

Главная особенность жанра лежит не во внешней форме и даже не в содержании, а, скорее, в его высокой востребованности японским обществом. Аниме и его прародитель манга (бумажные рисованные истории, похожие на комиксы, но комиксом в чистом виде не являющиеся) в Японии гораздо более популярны, чем российская национальная мультипликация в России, а “Дисней” с “Пиксаром” — в Америке. Для японца аниме — как для бразильца сериал, как для американца комикс, и даже более того.

Таких высот графика достигла в “Final Fantasy X”, известной игре, сделанной по известнейшему сериалу, на котором выросли многие поклонники аниме.

При всем при том аниме настолько разнообразно, что вполне может быть “научно” классифицировано: это — для самых маленьких, это — для девочек, для мальчиков, для юношей, для девушек, для мужчин, для женщин... Причем делить можно не только по целевой аудитории, но и по жанрам (здесь все понятно — фантастика, самурайские похождения, фэнтези, вампирская готика, киберпанк и так далее), и даже по сюжетам! Например, махо-седзе — это всегда история про девочку или девушку, обладающую тем или иным волшебным даром или предметом, а сенен — как правило, рисованное кино о мальчике и его взрослении (и в любом случае — аниме для мальчиков). И еще множество разных каваев, юри и яоев с хентаями.

Без этой сортировки разобраться в огромном скоплении фильмов и сериалов было бы практически невозможно. Теперь вы начинаете понимать, что ничего подобного ни в одной анимационной индустрии мира не существует.

Поэтому, если говорить более правильно, аниме — это жанр анимации, сформировавшийся в Японии, обладающий рядом стилистических особенностей и, в отличие от обычных мультиков, очень социально востребованный и значимый. Можно даже сказать, созданный специально для воспитания подрастающего поколения и молодежи, а также для удовлетворения ее интереса к различным областям жизни.

Как думаете, вам понравилось бы, если бы кто-то рисовал и озвучивал фильмы специально для вас? На интересующие вас темы? Безусловно, понравилось бы. Вот и японцам нравится.

Где и когда вы моглы встречаться с аниме
Аниме незримо присутствует в нашей жизни уже довольно давно. Все помнят, например, “Трансформеров”. Сериал “Покемон”, который нельзя отнести к аниме высокого качества, тем не менее, является ярким представителем отрасли в целом. В последние годы по разным каналам также были показаны “Сейлор Мун” (яркий представитель махо-седзе) и несколько других сериалов. А сразу же после Нового года всем поклонникам аниме подарили “Унесенных призраками”. В подобных показах больше других отличился канал “Ren-TV”, за что ему большое спасибо.

Частично аниме знакомо нам и по кино — например, мультипликационная вставка в “Убить Билла” (ч. I), рассказывающая об О’Рен Иши, сделана как раз в аниме-стиле. Ну, и “Аниматрица”, созданная в поддержку блокбастера Вачовски, представляет собой отличный иллюстративный ряд различных направлений и стилей, присущих аниме.

Сейчас тенденция объединения жанров, проникновения аниме в киноиндустрию (и наоборот) постепенно растет. Например, японская анимационная студия Gonzo и компания Mico взялись за создание аниме-сериала по... “Семи самураям” Акиры Куросавы, причем перенесенным в космический антураж далекого будущего. А еще ходят упорные слухи о том, что в Голливуде несколько лет рассматривают варианты экранизации “Евангелиона” и “Призрака в доспехах”. Скорее всего, это не просто слухи. Поживем — увидим.

Тематика аниме
В целом, хорошее аниме всегда обращено к серьезным темам. Это разительно отличает даже детское аниме от кинопродукции других культур. Спору нет, “Шрек” — смешной мультик, и помогает отлично провести время. Однако я не видел пока ни одного аниме-фильма или сериала, смыслом которого было бы только развлечение.

Думаете, ушастых эльфов придумали Маргарет Уэйс и Трейси Хикмен? Задолго до выхода “Саги о копье” японские анимешники, приспосабливающие европейский фольклор под свои нужды и свой национальный менталитет, ввели это очаровательное преобразование.

Неоднозначные. Заставляющие задуматься. Развивающие. Помогающие понять. Добрые (даже когда далекие от хэппи-энда и весьма мрачные). Говорящие об истинных ценностях бытия. Вот те эпитеты и определения, которые я мог бы присвоить практически всем виденным мною анимешным вещам. Это очень важно — практически любое аниме (за исключением эротических жанров, но их назначение не в том) несет смысловую нагрузку. Является чем-то большим, нежели развлечение.

Так какое же бывает аниме?

Перечислить все возможные жанры, направления и виды аниме мы сейчас просто не сможем. Это интересное разнообразие заняло бы слишком много места. Но мы дадим вам адреса нескольких русскоязычных ресурсов по аниме, на которых вы найдете множество интересной информации (см. ниже), а еще приведем в пример четыре сюжета известных анимешных фильмов. Эти краткие примеры помогут вам представить, каким вообще может быть аниме.

История первая: веселая и про любовь
К Кейчи, не слишком успешному и очень одинокому студенту, в один прекрасный вечер прямо-таки с неба приходит девушка. “Я из божественной службы помощи, и должна исполнить твое заветное желание”, — говорит она. Изумленный Кейчи, не раздумывая, желает, чтобы в жизни его появилась такая же красивая и добрая подруга, как, например, сидящая напротив. Разве знает он, что теперь его девушкой должна стать богиня Верданди? Чтобы жить вместе, им придется преодолеть много трудностей, а зритель с удовольствием посмотрит этот забавный и романтический рассказ. Чем ближе друг к другу юноша и богиня, тем более серьезные силы пробуждаются, чтобы не дать им любить друг друга, разлучить их. Что может сделать обычный парень, чтобы сохранить любовь настоящей Богини? Это сериал “Oh, My Goddess!”.

“Девочка, живущая в сети”. Хорошо быть всемогущим хотя бы в виртуальном пространстве. Но это чревато последствиями. Сериал “Experiments Lain”.

История вторая: печальная
Молодой и пожилой мужчины, не имеющие за душой ничего, кроме космического корабля и пары планетарных катеров, занимаются опасным бизнесом — охотой за головами. За пойманных и приведенных живыми преступников они получают деньги, которые в основном тратятся на то, чтобы возместить ущерб от погонь, разрушенных супермаркетов и машин, заплатить деньги случайно пострадавшим, вернуть долги и единственный раз в полмесяца нормально поесть.

Самурайские похождения. Вещи обычно не для слабонервных. В отличие от “Kill Bill”, кровь и жестокость там не смягчены юмором и буффонадой. Образец жанра, “Ruroru Kenshin”.

Джет не знает, что Спайк — не просто великолепный боец, этакий космический ковбой, но младший брат одного из лидеров межпланетного мафиозного клана, сбежавший пару лет назад и официально мертвый, но не забывающей о Джулии, единственной девушке, которую он любил. Оба они практически ничего не знают о женщине-игроке Фей Валентайн, которая и сама не помнит своего прошлого. И о девочке-гениальном хакере, которая ведет себя, как дикая обезьянка, и знает не больше полусотни слов. И даже о пятом члене “команды поневоле” — умной дворняге Эйн, попавшей на корабль так же случайно, как остальные — ничего конкретного сказать нельзя.

Но ничто не мешает этой странной компании путешествовать по солнечной системе в погоне за удачей, которая постоянно ускользает в последний момент. Однако прошлое неминуемо вернется к каждому из них. И здесь не будет хэппи-энда (что, впрочем, весьма характерно для многих разновидностей аниме). Здесь будет только великолепная музыка и много иронии. Марсианский блюз, венерианская рапсодия, юпитерский джаз... Это сериал “Cowboy BeBop”.

История третья: техногенная
Вы думали, зеленые цифры по всему экрану и киборгов, управляющих людьми, прыжки по крышам и людей, обладающих сверхспособностями, придумали братья Вачовски? Все это было показано задолго до первой “Матрицы”. В недалеком будущем женщина-андроид со своими сослуживцами из секретного правительственного отдела ведет борьбу с терроризмом, пытается выследить таинственного Кукольника, завладевающего сознанием людей, вкладывающего в них ложную память и заставляющего совершать теракты. Сама она не знает, человек ли она или уже машина без души, боевой робот со сверхспособностями. Ее напарник также не может дать ответа на этот вопрос — они просто борются вместе против Кукольника и тех, кто с его помощью пытается манипулировать страной. Шпионские ловушки, двойная игра, третье дно... и призраки, заключенные в термо-оптическую броню. Это культовый “Ghost in the Shell”.

В “Унесенных призраками” десятилетней Тихиро предстоит пройти через множество опасностей. Безликий демон, сейчас предлагающий ей таблички, вскоре сожрет троих работников, устроив в Купальнях настоящий террор.

История четвертая: сказочная
Десятилетняя девочка Тихиро по вине своих недалеких родителей оказывается в мире духов, куда людям нет доступа. Мама и папа ее превратились в свиней, и их собираются зарезать, чтобы подать к столу для гостей Купален, которые посещают духи и божества со всех концов мира. Тихиро с большим трудом удается наняться к злой волшебница Юбабе и заключить с ней договор: она будет исполнять самую тяжелую работу, и за это ее родители будут оставаться в хлеву. Как выжить избалованной городской девочке в мире пугающих и равнодушных существ? Только мудрость, даруемая чистым сердцем и добротой, поможет ей не просто завоевать друзей, но и спасти свое сердце и сердце гибнущего мальчика-дракона. Это прославленный “Spirited Away”, “Унесенные призраками” Хаяо Миядзаки.

* * *
Приведенные примеры не передают и десятой части всего спектра существующих в аниме сюжетов. По сути, это такая же индустрия, как, например, Голливуд, фильмов с сериалами здесь великое разнообразие. Есть среди них и плохие, и хорошие. Есть и великолепные анимационные фильмы, которые стоить посмотреть каждому.

Испанцы, принявшие “Унесенных” на ура, в рекламном постере допустили забавную погрешность — мальчик-дракон присутствует в одной и той же картинке и как дракон, и как мальчик.

Формы аниме
Я уже говорил выше, что форма аниме имеет несколько особенностей, заметно отражающихся и на стиле, и на содержании картин. Важной особенностью является, например, сериальность.

Традиционно аниме — это телесериал с обычной продолжительностью в 13, 26 или больше серий. Новые серии показываются по японскому телевидению раз в 1 или 2 недели. Сериальность позволяет авторам, не торопясь, не урезая сюжет, рассказать зрителям основную историю, показать во всей красе каждого из персонажей. Серия за серией нанизываются на единую нить и образуют свой собственный мир, в который хочется верить.

Вся команда в сборе, только гениальной собачки не хватает. Наверное, спит, как всегда. Н-да, более странной и неподходящей друг к другу команды свет не видывал (“Cowboy BeBop”).

Конечно, в голливудском блокбастере продолжительностью 2 часа нам не увидеть почти ничего, кроме погонь, перестрелок и кратких диалогов, а также одной-двух масштабных битв, в которых вершатся судьбы мира. В анимешном сериале на протяжении всей серии герои могут вспоминать содержание предыдущих, вести неторопливый разговор. И это будет вполне интересно постоянным зрителям сериала, потому что даст и пищу для размышлений, и позволит взглянуть на произошедшее по-новому. Достаточно посмотреть любой хороший аниме-сериал, чтобы убедиться, как сильно он отличается от кино или мультфильма.

Другой формой показа является сериал, не транслируемый по телевидению, а снимаемый сразу для продажи на дисках и кассетах. Сериальность здесь для того же — для большей содержательности повествования. За десяток серий мы крепко привязываемся к героям, и это способствует восприятию заложенных в сериале мыслей и идей.

Гораздо реже аниме выходит в виде полнометражных фильмов. Их сравнительно немного, но и они, по большей части, весьма отличаются от традиционных “диснеевских” полнометражек. Критика, однако, наиболее серьезно принимает именно анимешные полнометражки. Самый значительный из призов, когда-либо присуждавшихся аниме, был вручен двухчасовой полнометражной картине (об этом чуть ниже).

Существуют и совсем коротенькие мультфильмы в стилистике аниме. Чаще это бытовые и сатирические зарисовки. Такая форма была преобладающей на заре развития японской мультипликации — в начале 20 века, когда 5-минутный мультик был событием. Сейчас, конечно, такие коротенькие вещи тоже снимают (например, сатирические пятиминутки о школе наподобие привычного “Ералаша”), но до нашей страны они не добираются.

Хаяо Миядзаки — гений, рисующий “только для детей”
Существует несколько культовых режиссеров аниме, и когда-нибудь мы, вероятно, расскажем о каждом из них. Сейчас же упомянем о наиболее уважаемом, о котором нельзя не сказать в ознакомительной статье.

С именем Хаяо Миядзаки связано наибольшее количество восторженных откликов на аниме в мире. Этот человек знаменит и уважаем в Японии, как, например, Толкин при жизни был любим и уважаем в Англии. По творениям Миядзаки можно судить об аниме в целом, и во многом, пожалуй, именно они являются вершинами этого направления анимации. Хотя, конечно, нельзя утверждать такое однозначно: аниме слишком разное, и даже такой мастер, как Миядзаки, не может претендовать на то, чтобы единолично говорить за всех многочисленных творцов аниме.

Хаяо Миядзаки — независимый автор. Являясь основателем и ведущим аниматором знаменитой студии Ghibli, он снимает в основном полнометражные фильмы. О его “Наусике из долины ветров” японцы сказали, что это лучшее аниме из когда-либо созданных. О “Принцессе Мононоке” через несколько лет было сказано то же самое. Братья Вачовски, ценящие аниме, добавили к этому: “Это одна из тех вещей, которые оправдывают само существование кинематографа. Посмотрев ее, хочется приобрести все остальные работы автора”.

“Унесенные призраками” стала первой и единственной анимационной картиной в мире, получившей премию Берлинского кинофестиваля не как лучший анимационный фильм, а просто — как лучший фильм. А потому “Оскар” за лучший полнометражный мультфильм, врученный этой работе (выигравшей статуэтку в борьбе с дорогими мультфильмами студий Walt Disney и DreamWorks), вполне закономерен. Ведь Тихиро — это одна из самых трогательных героинь, а “Унесенные” — одна из самых красивых историй, существующих в копилке мирового кино.

Великий мастер Акира Куросава, который ни в каких дополнительных представлениях не нуждается, как-то заметил: “Не стоит преуменьшать значение творчества Миядзаки, сравнивая его с моим”.

В общем-то, все это характеризует даже не столько самого Хаяо Миядзаки и его фильмы. Это лишний раз показывает нам, какое отношение у японцев к своему национальному культурному достоянию — аниме. Теперь и мы имеем возможность познакомиться с ним — двери и окна распахнуты.

 
Думаете, Вачовски придумали зеленые буквы на черном фоне? Призрак в доспехах был тем источником вдохновения, не будь которого, не родилась бы никакая “Матрица”. То же относится и к разъемам, подключаемым к телу. Глава антитеррористической группы Session 9 уже почти готова к выступлению.

Как посмотреть аниме
Если вы прониклись сказанным (или и сами уже давно хотите приобрести и посмотреть аниме), самое время заняться делом.

Сейчас аниме постепенно лицензируют и издают на русском языке, но пока переведено и продается на дисках или кассетах весьма немного фильмов, и практически нет ни одного сериала. Поэтому, если вы увлечетесь, вам придется выбирать — искать аниме в киосках или на местных “Горбушках”, заказывать его из-за рубежа либо обратиться к местным коллекционерам, которые собирают его и распространяют по всей стране. По моему личному опыту, приобретать аниме у последних будет даже дешевле, чем покупать его в магазинах, и вы всегда сможете получить исчерпывающий комментарий от профессионала.

Мы уверены: ознакомившись с основными представителями аниме, вы будете поражены как разнообразием этого искусства, с удивлением узнав старых знакомых — боевую фантастику, космическую оперу, жесткую фэнтези, вампирскую готику и другие привычные жанры в совершенно непривычном обрамлении и антураже — так и его многогранностью и глубиной.

Мы же на этом не прощаемся с аниме, и постараемся регулярно рассказывать вам об этой богатой и интересной культуре, которая уже перестала быть “только японской”.

Русскоязычные ресурсы в Сети
wwwanime.ru — лучший русскоязычный сайт по теме, на котором можно найти множество разных, но одинаково интересных статей. Там же есть и все остальные ссылки, необходимые для того, чтобы начать путешествие в мир аниме.

ranma.anime.ru — первая и наиболее крупная в России ассоциация любителей манги и аниме.

wwwakira.ru — сайт, на котором можно найти каталог аниме, доступного в России, описания, аниме-музыку.

akross.net.ru — сайт клипмейкеров, где можно посмотреть фэнские клипы на многие популярные фильмы и сериалы, и узнать, как они делаются.