Можно ли считать фэнтези жанром?
Готовя очередную «Почтовую станцию», Светлана Карачарова показала мне письмо:

Петр Тюленев. Выпускающий редактор «Мира фантастики»

«Уважаемая редакция «Мира фантастики»! Пишет вам постоянная читательница Анна.

В первую очередь — спасибо вам огромное за все то, что позволяет говорить: «Мир фантастики» — это фэнтези и фантастика во всех проявлениях»!

Но, как бы то ни было, я не могу согласиться с вами по одному, на мой взгляд, важному вопросу. Всегда и везде вы называете фэнтези жанром. Но, позвольте, так ли это?

На титульном листе всех книг (и фэнтези в том числе) напечатан жанр: роман, рассказ, повесть и т. д. Но если у фэнтези есть жанр, то что же такое само фэнтези? Ответ можно найти, просто заглянув в школьный учебник по литературе: фэнтези — это направление творческого метода романтизм».

Далее в письме наша постоянная читательница Анна проанализировала пятикнижие Марии Семёновой о Волкодаве и обнаружила в нем многочисленные признаки романтизма. Ничуть не оспаривая этого исследования, позволю себе заметить, что далеко не все фэнтезийные произведения можно отнести к романтизму. Бывает фэнтези-реализм, фэнтези-натурализм и даже фэнтези-постмодернизм.

Рубрика «Фантастические жанры» — одна из самых долгоживущих в «Мире фантастики». В разное время ее темами становились эпическое фэнтези, киберпанк, космоопера, техномагия… Мы определяем жанр фантастического произведения и в других рубриках: «Книги номера», «Новинки издательств», «Что почитать?». Не делаем ли мы ошибки, называя жанром то, что жанром не является?

Анна — не единственный любитель фантастики, выступающий против того, чтобы считать фэнтези (стимпанк, альтернативную историю) жанром. Такой же позиции придерживается, например, двуединый Генри Лайон Олди. Аргументация уже озвучена: жанр — это роман, повесть, рассказ; ироническое фэнтези или хроноопера в этот ряд, разумеется, не вписываются.

Прежде чем судить о том, что можно считать жанром, а что — нельзя, обратимся к словарям. Вот, например, как определяет термин Большая советская энциклопедия: «Жанр художественный, исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства. В каждой области художественной деятельности жанровая дифференциация особая в зависимости от специфики вида искусства». А вот цитата из словаря Ушакова: «Жанр — род произведений в пределах какого-нибудь искусства, отличающийся особыми, только ему свойственными сюжетными, стилистическими признаками». Обратите внимание: внутри каждого искусства жанровое деление свое. Литература делится на эпические, лирические и драматические жанры; первые, в свою очередь, подразделяются на пресловутые роман, повесть, рассказ. В изобразительном искусстве выделяют жанры портрета, пейзажа, натюрморта. Из словарей и энциклопедий можно узнать о цирковых (клоунада), сценических (мюзикл), журналистских (интервью) и даже речевых жанрах (анекдот). В каждой области творчества — свои жанры.

Наша читательница Анна и Генри Лайон Олди, безусловно, правы: фэнтези нельзя включать в число литературных жанров. Хотя бы потому, что фэнтези — это не только литература: есть фэнтезийная живопись, фэнтезийное кино, фэнтезийные настольные и компьютерные игры. Никто не станет спорить с тем, что пейзаж — это жанр, но никому в голову не придет назвать пейзажем литературное произведение (разве что метафорически). Потому что пейзаж — жанр живописи, а в литературе жанры свои.

«Мир фантастики» — журнал не о литературе и не о кино, пусть мы и пишем в каждом номере про книги и фильмы. «Мир фантастики» — журнал о фантастике, причем под этим термином мы подразумеваем не только научную фантастику, но и весь спектр нереалистического творчества, от приключенческого фэнтези до мистики, от альтернативной истории до космооперы. Творчество это охватывает самые разные виды искусства, поэтому изучать фантастику теми же методами, что и одно из искусств, неправильно. Фантастиковедение не равно литературоведению; в фантастике и в литературе жанры разные. Поэтому одно и то же произведение может относиться как к жанру романа (с точки зрения литературы), так и к жанру фэнтези (с точки зрения фантастики).

Интересно, что вопрос, правомерно ли считать фэнтези жанром, возникает только когда речь заходит о литературе. Любитель кинематографа не станет с пеной у рта доказывать, что жанр кинотрилогии «Назад в будущее» — именно комедия и ни в коем случае не хроноопера. Поклонник компьютерных игр не будет утверждать, будто Fallout нельзя относить к жанру постапокалипсиса, потому что это ролевая игра. Дело тут, скорее всего, в том, что долгие годы литература была на особом положении в нашей стране. Советские литературоведы оставили сотни фундаментальных исследований, разработали методы изучения литературы, которые, безусловно, можно применить и к фантастической прозе. В то же время литература служила (да и сейчас служит) основным, если так можно выразиться, плацдармом для развития фантастики. Неудивительно, что у многих наших фантастиковедов, воспитанных в рамках советской литературоведческой школы, возник соблазн выделить фантастику как область литературы — и изучать ее соответствующими методами. С этой точки зрения фэнтези, конечно, не жанр. Но если признать, что фантастика давным-давно шагнула за пределы художественной прозы и стала самостоятельным явлением в искусстве вообще (а не внутри одной только литературы), то фэнтези, безусловно, следует признать отдельным жанром. Жанром фантастики, а не литературы.