Искусство смерти
История секты ассасинов
И хитрили они, и хитрил Аллах, а Аллах — лучший из хитрецов.(Коран 3:54)
Ассасин. Таинственный и неуловимый убийца, крадущийся в ночи. Еще в средние века это слово стало нарицательным. До сих пор ассасины — нередкие гости на страницах приключенческих романов. Но что мы знаем о загадочном ордене «охотников за головами», существовавшем на Ближнем Востоке в эпоху крестовых походов?
Кем были ассасины? Люди романтичные, скорее всего, представят себе черную маску с прорезью для глаз, пару мечей и прочий антураж опереточного ниндзя. Люди более трезвые, вспомнив, что дело было в Палестине, скорее всего, вообразят обкуренного моджахеда, гоняющегося с кинжалом за зеленой летающей собакой (вспомните — слово «ассасин» — это искаженное «гашишшин», и происходит оно от слова «гашиш»)... Но и та, и другая картины будут достаточно далеки от реальности.
Ассасины не носили черные облегающие «костюмы ниндзя». И сами ниндзя их тоже не носили.
Как это нередко случается, реальность здесь более фантастична, нежели вымысел фантастов. Под именем ассасинов в 11—13 веках были известны сотрудники спецслужбы, стоявшей на страже интересов Аламутской державы. Государство это, созданное религиозной сектой низаритов, причудливо сочетало признаки коммунистической утопии, тоталитарной секты и преступной организации.
Как и многие другие исламские секты, низариты изначально представляли собой группу заговорщиков. Продолжая бескомпромиссную борьбу за права принца Низара уже после его смерти и широко используя опыт политического подполья, низариты постепенно создали огромную тайную организацию, охватывавшую весь Ближний Восток.
Организация была построена на основе строгой иерархии и деления всех членов секты на девять кругов посвящения. Само вступление в орден, а также переход на каждую следующую его ступень сопровождался впечатляющими мистическими ритуалами. Позже эти ритуалы были приняты на вооружение и некоторыми орденами рыцарей крестоносцев.
Низариты считались мусульманами. Но чем выше было «посвящение», тем вольнее трактовались ими догмы ислама — пока, наконец, от религии не оставалось вообще ничего. Достигнув вершины, низарит узнавал, что Коран — лишь сборник красивых поучительных сказок... И что эти сказки (как, кстати, и принц Низар, мир праху его) никакого отношения к целям и задачам ордена не имеют.
Рядовые члены секты, конечно, вольны были ожидать воскресения махди-Низара. Но лидеры секты просто боролись за власть, используя любые рычаги, позволявшие привлечь на свою сторону массы. Постепенно в идеологии секты ключевую роль стали играть антифеодальные, коммунистические и национально-освободительные мотивы. Благо Иран к этому времени оказался захвачен тюрками-сельджуками — народом, не родственным ни персам, ни арабам.
В конце 11 века движение низаритов возглавил Хасан ибн-Саббах. Знатный араб, проведший детство и юность в Персии, но позже перебравшийся в Египет, Саббах, несомненно, был одним из самых одаренных и образованных людей своего времени.
Не добившись успеха в Египте и с трудом избежав ареста, в 1090 году Саббах с группой приверженцев перебирается в северный Иран. Там его людям удается захватить Аламут — «Гнездо орла», мощную крепость на вершине горы, окруженной бурными реками и ущельями. Сама природа сделала Аламут неприступным. Но взять его оказалось несложно. Не представлявшая на тот момент для сельджуков никакой стратегической ценности крепость никем не оборонялась.
Заняв замок, Саббах объявил себя Великим Магистром ордена низаритов и шейхом Аламута Хасаном I. Но громкий титул не прижился. Саббаха, его преемников и приближенных повсеместно стали именовать «Горными Старцами».
Скала Аламут. Здесь и стоял замок низаритов.
Секта низаритов
Два основных течения ислама — шиизм и суннизм — зародились сразу после смерти пророка Мухаммеда. Первое время конфликт между шиитами и суннитами касался лишь вопроса престолонаследия. Шииты желали возвести на трон династию Алидов — потомков Али, двоюродного брата Мухаммеда. После поражения в политической борьбе центральным элементом религиозных представлений шиитов стало скорое появление «спасителя» — «махди», которым должен был стать один из воскресших потомков Али. Однако по вопросу, о котором именно потомке идет речь, единого мнения у шиитов не было. Религиозное течение разделилось на несколько сект, одной из которых стали низариты. «Знаменем» этой группировки стал принц Низар — казненный собственным отцом наследник фатимидского халифа Египта.
Иные секты уходят в катакомбы. А низариты — в подполье.
Аламутская держава
С самого начала Саббаху невероятно повезло. Его появление в Аламуте практически совпало со смертью сельджукского султана Мелик-шаха. Само по себе это, может быть, и не сыграло бы роли, но наследники султана передрались за трон. На долгих 12 лет сельджукам стало не до Аламута. Да и впоследствии сельджуки так и не сумели вернуть былого единства и величия.
Конопля. Тот самый «гашиш», который ассасины в действительности не курили.
Выступая под знаменами борьбы с феодалами вообще и сельджуками в частности, низариты заранее заручались поддержкой крестьян и почти не встречали сопротивления. Саббах захватывал один замок за другим. Скоро под его властью оказалась целая страна, включавшая северо-запад Ирана, север Ирака, юго-восток Турции и восток Сирии. Позже низариты овладели даже несколькими замками в горах Ливана.
Однако им так и не удалось покорить ни одного крупного города или обширной плодородной равнины. Саббах занял лишь бедные горные земли, на которые всерьез не претендовала ни одна из «великих держав».
Арабы прозвали приверженцев Саббаха «гашишшинами», то есть «травоедами». Прозвище это намекало на характерную для низаритов бедность и, видимо, не имело прямого отношения к «травке». Европейцы стали произносить это название как «ассасины».
В завоеванных городах Саббах активно взялся за проведение реформ. Были введены новые законы, малейшее отступление от которых каралось смертью. Главным из них стал запрет на роскошь, настолько строгий и бескомпромиссный, что богатство потеряло всякий смысл. Не позволялись и развлечения — даже такие, как спортивная охота.
По всей территории страны феодальные повинности и налоги были отменены, жители были обязаны лишь участвовать в строительстве укреплений, дорог и каналов. Крепости ассасинов были эталоном для своего времени. По приказам Саббаха низариты добывали по всему миру редкие книги и даже похищали для переправки в Аламут лучших ученых и инженеров.
Но Саббах понимал и то, что в случае нападения серьезного противника войны ассасинам не выиграть: защищать Аламут будет некому. Крупных городов в стране нет, крестьяне слишком бедны, чтобы вооружиться, а военное сословие, ранее выставлявшее конницу и командиров, по большей части перебито. Да и оставшейся знати после запрета на охоту доверять нельзя.
Ближневосточные крепости все еще производят впечатление. Даже в наше время.
Ассасины многое сделали для улучшения положения. В стране строились мастерские и ирригационные системы. Поскольку через подконтрольную Саббаху территорию пролегали многие караванные пути, большое внимание было уделено качеству и безопасности дорог. Пошлины с купцов кое-как наполняли казну Аламута, но этого было явно недостаточно.
Главные надежды Саббах возлагал на отлично организованную разведку. В Иране и Египте сохранились многочисленные законспирированные ячейки ордена. Все свое золото Саббах пускал не на создание войска, а на подрывную деятельность и вербовку тайных агентов при враждебных дворах.
Первый шахид
Выбрать конкретный способ осуществления политических убийств Саббаху помог случай. Еще в 1092 году ему сильно досадил сельджукский визирь города Савва. В ярости Саббах прокричал с крыши своего дома: «Убийство этого шайтана дарует райское блаженство!». И не успел он спуститься, как один молодой перс по имени Аррани изъявил желание зарезать визиря. И умереть. А как иначе? Для того, чтобы попасть в рай, нужно умереть!
Аррани немедленно отправился в Савву, проник во дворец и убил там какого-то богато одетого человека (разузнать, как выглядит визирь, Аррани не догадался). По случайности жертва действительно оказалась визирем.
В ту же самую минуту, как Аррани умер, изрубленный охраной, отряд ассасинов, просочившийся в город под видом паломников, просто взял дом визиря штурмом. Саббах не рассчитывал на случайности.
Дело Саббаха «живет и побеждает».
Фидаины
Очень своевременная смерть Мелик-шаха не могла не навести правителя Аламута на мысль, что устранение одного человека иногда равнозначно победе в крупномасштабной войне. Не видя никаких перспектив на поле боя, Саббах решил прибегнуть к тактике политических убийств.
«Анимешные» убийцы выглядят совсем не страшно.
Ликвидация визиря Саввы показала Саббаху, что задачи, которые он предполагал решать с помощью дорогостоящих «войсковых» операций, можно возложить на фанатиков-одиночек. То есть «фидаинов» — «жертвующих собой». Тех, кого ныне именуют «шахидами». У смертников есть огромное преимущество перед любыми другими воинами: им не нужно продумывать пути отхода.
Классические туповатые «шахиды» в лучшем случае способны самостоятельно сесть в автобус, но во времена Саббаха мало того, что не было автобусов, так еще и объекты охоты были совсем иными. Целью хитрого правителя стали вельможи, располагающие отличной, обученной и не ловящей мух охраной. Подобраться к ним мог только человек хитрый, изобретательный и абсолютно хладнокровный. Тот, который совершенно не соответствует психологическому портрету неуравновешенного фанатика-самоубийцы.
Фидаинов надо было готовить, превращая в бездумные автоматы людей неглупых и даже незаурядных. И вот здесь решающую роль сыграла личность самого Саббаха, а именно — его беспредельный цинизм. Такой, который вожди грядущих революций, при всех своих несомненных достоинствах, едва ли могли даже вообразить.
Подготовка начиналась с отбора кандидатов, чем-то похожего на отбор в Храм Мечей из «некромантского» цикла Ника Перумова. Молодые люди подходили к воротам крепости, а их туда не пускали. Проходили дни, иногда — недели. Пекло солнце, валил снег. Так продолжалось до тех пор, пока не оставался один из тридцати. Самый упрямый. Которого даже стража не могла прогнать.
Опиумный мак. Открывает дорогу в «рай».
Но дальше было куда интереснее, чем в Храме Мечей. Избранник встречался лично с Саббахом в его доме. Ассасина одурманивали (для чего, кстати, использовался опиум, а не гашиш) и переносили в прекрасный сад. Там кандидата ждали роскошный стол, много вина и 70 гурий, которые немедленно переходили от слов к действиям.
Проснувшись затем вновь в доме Саббаха, молодой человек уже не верил, а точно знал, что побывал в раю. Вариант видения исключался. Ассасин помнил, что гурий было 70 и ни одной меньше, а вина — целые реки... И с этого момента его целью становилось вернуться в рай, совершив подвиг по приказу Саббаха. Великого человека, который, как убеждался кандидат на собственном опыте, действительно, мог небрежным пинком одной ноги открыть врата в Царствие Небесное.
Для широких масс, в том числе и для завлечения кандидатов на испытания, устраивались и другие представления. Так, иногда в Аламуте выставляли отрубленную голову, которая, после того, как Саббах прочитывал над ней заклинания, начинала описывать райское блаженство. Это, естественно, был один из фидаинов, тело которого скрывалось с помощью иллюзионистского оборудования. Для того же, чтобы никто не усомнился в подлинности сообщений головы, спустя несколько минут после лекции ее пускали по рукам. Каждый мог убедиться — она на самом деле отрублена.
Наконец, время от времени на площади Аламута фидаин, загримированный под Саббаха, совершал самосожжение. А затем сам Саббах выходил к зрителям и делился уже личными впечатлениями о «кущах». Само собой, он-то был там завсегдатаем. Что, кстати, нисколько не мешало Саббаху служить для подданных примером суровой аскетической жизни.
Конечно, кто-то догадывался о мистификации. Но таких Старец подкупал, освобождая от необходимости лично умирать за веру и назначая офицерами — даи. Или убирал.
Заставляя говорить «мертвых», Саббах фактически выступал в качестве темного мага, некроманта.
Большинство же людей верили — безраздельно, и повиновались — беспрекословно. Саббах как-то продемонстрировал одному европейскому посланнику фокус: приказал своему солдату броситься с крепостной стены, что без промедления было исполнено. Власть Горного Старца в Аламуте была беспредельна.
Фидаины проходили в Аламуте основательную специальную подготовку. Их распределяли по группам и учили языку и обычаям страны, где они должны были работать. Учили, как выдавать себя за других. Так, действуя против крестоносцев, фидаины обычно выдавали себя за монахов. Причем настолько убедительно, что легенда выдерживала проверку даже при встрече с настоящими монахами. При необходимости ассасины действительно принимали крещение.
Кроме того, новичков обучали карабкаться по стенам или, прячась, часами сохранять полную неподвижность в неудобной позе. Учили разбираться в ядах и составлять их. Обычно считается, что ассасинов серьезно обучали и владению оружием. Но источники говорят о другом. Ассасины не пытались пробиться к жертве силой и не принимали боя с вооруженным противником. Их тактика заключалась в том, чтобы хитростью подобраться к врагу и внезапно нанести коварный удар. Чаще всего фидаины нападали группой, с разных сторон.
Власть страха-Крестоносцы.
В начале 12 века жертвами ассасинов стало множество князей и визирей в Иране и Сирии. Нередко считается, что Саббаху, а также его преемнику Бузуг-Умиду, правившему с 1124 года, удалось запугать правителей соседних держав, так что они и помыслить не могли о походе на Аламут. Но это неправда. О вторжении во владения ассасинов соседи не помышляли потому, что в 1099 году крестоносцы взяли Иерусалим. Ближний Восток охватила война с пришельцами из Европы.
Еще одну причину неприкосновенности низаритов как нельзя лучше иллюстрируют их взаимоотношения с крестоносцами. Взаимоотношения эти начались с того, что ливанские ассасины убили графа Раймунда.
Это оказалось большой ошибкой. Тамплиеры почему-то не испугались, а вместо этого осадили замки ассасинов. И низаритам пришлось откупаться тяжелой данью и обещанием принять христианство. В бою против тяжеловооруженных и опытных рыцарей ассасины не имели шансов.
Однако тамплиеры вскоре передумали обращать низаритов, решив, что в своем оригинальном виде они могут быть полезнее. Лидеры крестоносцев в очередной раз поссорились и... «заказали» друг друга. Христианские правители, как и мусульманские, предпочли использовать ассасинов, а не бороться с ними.
Из нескольких сотен человек, убитых фидаинами в 12—13 веках, лишь десятая часть была христианами. Но значение «убийца» слово «ассасин» приобрело именно в европейских языках — ведь крестоносцы сотрудничали с низаритами особенно плотно. Когда в конце 12 века египетский султан Юсуф ибн-Аюб (более известный как Саладин) начал теснить христиан, ассасины оказывали крестоносцам помощь, устраняя арабских полководцев.
Как же фидаины совершали убийства? Почему считалось, что от них невозможно спастись? На самом деле все просто. Сила «Старцев Горы» заключалась в отлично развитой шпионской сети, состоявшей как из «идейных» низаритов, так и из завербованных агентов. Агенты встречали присланных из Аламута убийц, предоставляли им необходимую информацию, давали убежище и снабжали всем необходимым. То есть организовывали убийство. От фидаина требовалось всего лишь нанести удар.
Как правило, удар наносился кинжалом. Убийца пробирался подсказанным ему агентами путем в дом либо встречал жертву на улице. Иногда использовался и яд. Для упрощения задачи телохранители и слуги жертвы часто подкупались. Саббах и его последователи очень хорошо понимали: груженый золотом осел откроет любые ворота.
Но была и еще одна составляющая славы ассасинов как наемных убийц без страха и упрека. Они всегда выполняли принятый заказ. Сколько бы времени, золота и фидаинов на это не пришлось потратить. Известен случай, когда ассасины в течение двух лет вели жизнь примерных христиан, каждую неделю встречаясь с жертвой в церкви на воскресной службе. До тех пор, пока охрана не перестала обращать на них внимание.
Настоящие ассасины не носили масок. Им незачем было прятать лица.
Борьба за власть в Аламуте
Не последнюю роль в упадке Аламута сыграло и то, что в стране, избравшей убийства в качестве основного инструмента внешней политики, они широко применялись и для «внутренних нужд».
Сам Саббах умер естественной смертью — вероятно, потому, что первым успел «убрать» своих сыновей. Их руками, кстати, он успел убить низаритского лидера в Кугистане, который мог бы претендовать на место Саббаха. Но в дальнейшем почти все правители Аламута пали жертвами заговоров. Низаритские бонзы слали друг другу фидаинов с кинжалами так же легко, как теперь посылают поздравительные открытки.
В «схватке креста и полумесяца» ассасины успели поработать на обе стороны.
Работая на крестоносцев, низариты несколько раз покушались и на самого Саладина. Добраться до султана им так и не удалось, и вскоре, видя, что христиане терпят поражение, ассасины перешли на сторону египтян. От их рук пали маркграф Конрад Тирский и герцог Баварский. Но это уже не помогло низаритам. Саладин воспользовался их услугами, но ничего не забыл. Как только боевые действия на Палестине затихли, его армия ураганом прошла по владениям Аламута.
Практика индивидуального политического террора себя не оправдала. Были и внутренние причины упадка. Запрет на роскошь, приветствуемый народом, не находил должного отклика в душах правящей верхушки ассасинов. Феодальные порядки и имущественное расслоение постепенно восстанавливались. Все меньше людей верили в святость «Старцев Горы».
К середине 13 века все было закончено. Шпионская сеть, поддержанию которой преемники Саббаха не уделяли должного внимания, почти повсеместно провалилась. Назариты, жившие в других странах, разочаровались в Аламутском режиме и больше не сотрудничали с ним. Кроме того, трюки с гуриями и говорящими головами не могли работать вечно. Шило вылезло из мешка. Вербовать новых фидаинов стало невозможно.
Но слава ассасинов все еще гремела. В 1250 году они даже направили послов к прибывшему в Акру Людовику Святому, требуя подарков за «обеспечение безопасности»... Но король не заплатил. Ассасины к этому времени окончательно превратились в обычных убийц, работающих за золото. Без своей шпионской сети они уже не представляли серьезной угрозы.
* * *
В 1256 году монгольский хан Хулагу взял Аламут. А в 1273 году последние «Храмы Мечей» в Сирии были разрушены султаном Бейбарсом I. Школы убийц и само государство ассасинов перестали существовать.
Но секта низаритов сохранилась до наших дней. В настоящее время несколько тысяч ее последователей проживают в Ливане, Ираке, Индии и на Занзибаре.
Монголов предупреждали, что Аламут неприступен. Но они не поверили.