Наследники «Джуманджи»
25 главных фантастических настольных игр
Какой должна быть идеальная настольная игра, мы знаем по фильму «Джуманджи»: интуитивно понятной, крайне реалистичной и насколько интересной, чтобы не отпускать игроков до конца. Однако идеала, как известно, не существует — это фантастика. Зато существуют настольные игры, внесшие особый вклад в развитие индустрии развлечений. О них вы и узнаете на следующих страницах.
Настольные игры
Простейший пример классических настолок, или настольно-печатных игр (НПИ) — всем известная «Монополия». Как правило, настолка продается целиком в одной коробке (хотя могут быть и расширения-дополнения), рассчитана в среднем на 3-6 игроков и продолжительность партии от получаса до нескольких часов. В комплект могут входить поле, карты, жетоны, фишки, игральные кости, счетчики — практически в любых комбинациях.
«Колонизаторы» (1995)
За прорыв
Больше десяти лет назад «Колонизаторы» стали первой немецкой настолкой, добившейся мирового признания. 25 языков, 11 миллионов экземпляров, три десятка расширений и вариаций, среди которых есть как исторические, так и откровенно фантастические… А в 2002 году русская версия «Колонизаторов» положила начало изданию лучших настолок мира и в нашей стране. Именно благодаря этой дважды первопроходческой игре мы сегодня можем разложить на столе «Манчкина», «Затерянные города» и даже World of Warcraft.
«Сумерки Империи» (1998)
За освоение космоса
Пожалуй, лучшая настольная космическая стратегия, воплотившая в картоне идеи бессмертной компьютерной игры Master of Orion. Уникальный мир с достойно проработанными расами (в оригинале — шесть, а расширения довели их число до четырнадцати), разнообразие путей к победе, масштабные битвы и непростая экономика — словом, звездный эпик в лучшем виде. Несколько лет назад на Западе вышла третья редакция игры — редкий случай, когда настолка не только переиздается, но и перерабатывается со временем.
«Манчкин» (2001)
За стёб
Стив Джексон наверняка рассчитывал на успех своей издевательской пародии на «Подземелья и драконы», однако вряд ли предполагал, что он окажется настолько большим. Меньше чем за десять лет «Манчкин» успел тщательно выстебать не только D&D, но и космооперу, «вампирятник», восточный боевик, супергероев, Ктулху, вестерн и пиратов. Некоторым игра кажется однообразной, но она, несомненно, заслуживает включения в наш перечень. Возражения? У вас приблизительно 2,6 секунд, чтобы их высказать…
A Game of Thrones (2003)
За геополитику
Игры по мотивам известных вселенных далеко не всегда оказываются достойными оригинала. Однако в данном случае настолка превосходно передает дух эпопеи Джорджа Мартина: стратегия, содержание армий, борьба на суше и на море, временные альянсы, интриги, вероломство, нашествие общего врага с севера. При всем разнообразии игра достаточно интуитивна, интерактивна, не перегружена деталями, игроки не бездельничают в долгом ожидании своего хода, а партия длится разумное время, что позволяет за день сыграть два-три раза.
World of Warcraft (2005)
За размах
Эта игра — наглядное свидетельство того, насколько серьезно можно относиться к настолкам. И дело даже не в бережном переложении культовой MMORPG. В настольном WoW доведено до предела все: качество изготовления, объем правил, число элементов, цена, размеры, продолжительность партии… Не всякий купит ее для личной коллекции, зато игра станет идеальным подарком для любителей настолок, фанатов компьютерной игры и собирателей редкостей.
«Заколдованная страна» (1990)
За ролевиков
На самом излете Советского Союза приличным 40-тысячным тиражом у нас была выпущена самая настоящая фэнтезийная ролевая игра, замаскированная под обычную настолку. Фактически «Заколдованная страна» представляла собой «урезанный» клон «Подземелий и драконов» с картой мира, готовыми приключениями и карточками монстров. Совсем скоро нашим согражданам стало не до игрушек, однако «Заколдованная страна» успела вбросить в массы идею фэнтезийных ролевых игр.
«Зельеварение» (2005)
За стройную симметрию
Пожалуй, самая гениальная по простоте придумка отечественных разработчиков игр. Из определенных ингредиентов собираются порошки, зелья, эликсиры. Из них, в свою очередь, могут делаться снадобья более высокого уровня — вплоть до Верховного Эликсира или Великого Талисмана. За каждое удачное следование рецептуре начисляются очки в зависимости от уровня полученного магического зелья. Игроки могут вмешиваться в свои и чужие лабораторные опыты с помощью разного вида заклятий. Игра поражает стройной архитектоникой и продуманным дизайном.
Race for the Galaxy (2007)
За глубину в простоте
Одна из самых удачных новинок в мире фантастических настольных игр. В принципе, Race for the Galaxy раскрывает ту же тему, что и «Сумерки Империи», но делает это куда более изящно. Весь комплект игры —несколько десятков карточек и горстка жетонов, однако в них кроется безумное разнообразие стратегий построения галактических империй. Собрав все лучшее, что было придумано в мире настольных игр за последнее десятилетие, разработчик игры Томас Леманн создал идеальную карточную настолку, которая была моментально сметена с магазинных полок.
Коллекционные карточные игры
Что это за игры, ясно из названия. Основной и необходимый их элемент — карты, хотя иногда могут использоваться и жетоны, счетчики, игровое поле. Распространяются они в разнообразных наборах (стартерах, бустерах), из которых игрок самостоятельно составляет себе колоду. Как правило, в ККИ играют вдвоем, однако многие игры поддерживают «мультиплеер». У большинства ККИ регулярно выходят новые наборы и карты: чтобы идти в ногу со временем, придется поиздержаться.
Magic The Gathering (1993)
За гениальную идею
На самом деле Ричард Гарфилд почти ничего нового не придумал. Почти. Он просто соединил в одно целое два элемента: простую карточную игру и коллекционирование карточек. Попутно родилась идея составления собственных колод. Соединившись, все это дало настолько ошеломляющий результат, что калифорнийский математик быстро стал миллионером, а в игровом мире появился новый жанр. Да, за 15 лет его бурного развития появлялись и более интересные ККИ, но до сих пор как-то принято разделять представителей жанра на две группы: «Магия» — и все остальное.
Star Trek CCG (1994)
За атмосферу
В этом году компания Decipher торжественно завершила грандиозный проект по самой долгоиграющей фантастической эпопее. «Звездный путь» стал первой ККИ, в которую были столь бережно перенесены и дух, и буква первоисточника. Это сыграло и отрицательную роль: стремясь точнее смоделировать происходящее на телеэкране, разработчики сильно перегрузили правила дополнительными механиками и нюансами. К счастью, в 2002 году они были критически переработаны, упрощены и упорядочены, после чего игра засияла новыми гранями.
Guardians (1995)
За красоту
В сентябре Guardians стукнет 13 лет, но ни одна ККИ так и не превзошла ее по качеству иллюстраций. Напротив, некоторые издательства не гнушались использовать вдохновенные работы Кита Паркинсона, Дона Мэйтца, Брома и других художников при оформлении своих настолок. Но не только иллюстрации выделяют эту ККИ: Guardians можно смело отнести к числу лучших карточных варгеймов. Кроме того, поклонники искрометного юмора и стеба полюбили ее еще в доманчкиновский период.
Legend of the Five Rings (1995)
За освоение вселенной
Уникальный по живучести проект с основанным на дальневосточных мифах экзотическим сеттингом, незаурядной игровой механикой и особым самурайским кодексом поведения на турнирах. Эта игра вошла в историю как первая ККИ, на основе которой стала развиваться полноценная фантастическая вселенная. Помимо удачного дизайна игры, залогом ее успеха стал принцип развития вселенной. На внутриигровые события непосредственно влияют результаты региональных и мировых соревнований, спортивные успехи представителей того или иного клана.
Pokemon (1999)
За внимательность к детям
Когда компания Wizards of the Coast анонсировала эту игру в 1998 году, почти никто из магазинов и клубов не захотел ее заказывать. Зачем нужна игра для детей младшего школьного возраста? Через год продажи этой ККИ уверенно вышли на второе место, уступая только «Магии». Теперь каждый год появляется множество коллекционных карточных игр по аниме-сериалам и видеоиграм — однако коммерческий успех «Покемонов» смогла повторить только Yu-Gi-Oh!
7th Sea (1999)
За паруса и шпаги
Пираты! А еще морские чудовища, зомби и скелеты, да за несколько лет до появления фильмов с Джонни Деппом. Игра помещена как бы в 17 век, очертания и имена стран напоминают европейские державы. Пушки, абордаж, дуэли, сдержанная магия и романтика великих географических открытий — все это можно встретить в «Седьмом море». К сожалению, век ККИ оказался недолог — однако ее вселенная продолжает жить не только в сердцах преданных игроков, но и в настольной ролевой игре Swashbuckling Adventures.
Lord of the Rings TCG (2001)
За дизайн и баланс
Уникальный случай: коллекционная карточная игра создавалась одновременно с фильмами-первоисточниками. Более того, иногда кадры из фильмов Питера Джексона появлялись на картах раньше, чем на киноэкране. LotR TCG выгодно отличалась от рисованной предшественницы Middle Earth CCG простыми правилами и высокой динамикой. А основной «фишкой» карточного «Властелина Колец» стало то, что каждый игрок выступал одновременно и за светлые, и за темные силы. Ну и наконец, оформлена ККИ была на пять с плюсом.
«Берсерк» (2003)
За дым Отечества
«Берсерк» — не первая отечественная ККИ, но, безусловно, самая известная и успешная. В создании вселенной игры участвовал Ник Перумов и, несмотря на то, что затем он отошел от проекта, в игре сохранился дух эпического фэнтези. На главные турниры по «Берсерку» съезжаются игроки со всего СНГ, интерес к игре проявили в Западной Европе — ну а в России популярность этой ККИ остается достижением, которое пока никому не удалось повторить.
Настольные ролевые игры
В ролевой игре — компьютерной, «живой» или настольной — участник играет за одного или нескольких персонажей. В принципе, собраться небольшой компанией и сыграть в ролевку можно и без всяких правил, но по правилам — интереснее. Помимо книги правил, для ролевых игр выпускают томики-дополнения (описания вселенных, монстров, магии и т. п.), в них почти всегда используются игральные кости и карточки с характеристиками героев. Сражения могут моделироваться с помощью фигурок. Стандартный состав для настольной ролевки — 3-5 игроков и один мастер-ведущий.
«Подземелья и драконы» (1974)
За классику фэнтези
Первая и самая популярная настольная ролевая игра, самая свежая редакция которой вышла пару месяцев назад (читайте наш обзор новинки на следующих страницах). Dungeons & Dragons стали своеобразным стандартом не только для ролевых игр, но и для героико-приключенческого фэнтези. «Темный эльф» Сальваторе и разнообразные «Драконы» Уэйс с Хикмэном — все это официальные новеллизации D&D. А уж сколько книжек написано под впечатлением от сыгранных партий, сколько человек полюбили фантастику благодаря этой игре… Словом, «Подземелья и драконы» — культурное явление мирового масштаба.
Call of Cthulhu (1981)
За сверхъестественный ужас
Игра-долгожитель, которая отличается от D&D не меньше, чем мрачные фантазии Говарда Ф. Лавкрафта отличаются от похождений Темного эльфа. За встречи с непознанным героям «Зова Ктулху» придется расплачиваться психическим здоровьем, а в конце их ждет лечебница либо пасть кошмарного монстра. Дополнения к игре охватывают разные годы, но лучше всего играть в двадцатые прошлого века: атмосфера лавкрафтовских рассказов замечательно сочетается с нуаровой стилистикой того времени. За более чем четверть века своего существования ролевка стала неотъемлемой частью Мифоса — вселенной, созданной Г. Ф. Л. и его последователями.
Shadowrun (1989)
За бегущих по лезвию
Вселенная Shadowrun — это не просто киберпанк, а гремучая смесь из мрачного корпоративного будущего, техномагии и городского фэнтези. Тролли служат в частных армиях, эльфы взламывают сервера, а гномы разрабатывают новые снайперские винтовки. Когда Shadowrun только появился на свет, гуру киберпанка Уильям Гибсон довольно резко высказался о скрещивании своих литературных идей с «толкиновскими эльфами». Однако теперь киберпанк мертв, а Shadowrun не просто жив, а пережил троих издателей и четыре редакции правил.
World of Darkness (1991)
За готик -панк
«Мир Тьмы» — мистическая изнанка нашей повседневной жизни. По его темным улицам бродят оборотни, кланы вампиров тайно управляют людьми, а в обычном человеке может внезапно пробудиться магическая сила… «Мир Тьмы» объединяет больше десятка настольных ролевых игр, наиболее известная из которых — Vampire: The Masquerade. К 2003 году вселенная настолько разрослась, что создатели сочли за лучшее устроить Судный день, и в 2004-м выпустили новую редакцию, объединившую части «Мира Тьмы» не только тематически, но и на уровне игровой механики. Если вы любите ночь, готику, заговоры, мистические тайны — то эта игра создана для вас.
«Эра Водолея» (2000)
За русское аниме
Создатели «Эры Водолея» хотели убить двух зайцев: выпустить первую в России коммерческую настольную ролевку и способствовать популяризации аниме. Были разработаны интересный мир и оригинальная игровая система, однако первый блин вышел комом. Несколько запланированных расширений так никогда и не увидели свет. Раз в год появляются слухи о возрождении системы, но российские издательства с подозрением смотрят на анимешную ролевку. Зато благодаря «Эре Водолея» игроки могут вспомнить то славное время, когда настольную РПГ можно было купить в любом крупном книжном магазине.
Варгеймы
«Варгейм» — жаргонное название военно-тактических игр с миниатюрами, проще говоря, «солдатиков». Настольные баталии разыгрываются между отрядами пластиковых или металлических фигурок, с применением игральных костей, линеек и довольно сложных правил. Считается, что первопроходцем жанра был знаменитый фантаст Герберт Уэллс, составивший в начале 20 века первые своды правил для оловянных солдатиков. А в семидесятые из варгейма Chainmail выросли «Подземелья и драконы», первый представитель нового жанра ролевых игр.
Warhammer (1983)
За масштаб
Не самый первый, но самый известный из варгеймов. «Молот войны» обладает репутацией элитной игры для преданных поклонников жанра. Возиться со сборкой и покраской фигурок здесь придется даже дольше, чем изучать правила. Еще одно достоинство игры — ее многомерность. Под одной маркой объединены две колоритные вселенные — фэнтезийная и космическая, а также более десятка отдельных игр. Warhammer для варгеймов — то же самое, что Magic The Gathering для ККИ или «Подземелья и драконы» для ролевых игр.
BattleTech (1984)
За боевых роботов
Самый известный представитель жанра «меха» в настольно-игровой индустрии. BattleTech создавался под прямым влиянием японского аниме (такого, как The Super Dimension Fortress Macross) и, пожалуй, впервые дал всем и каждому возможность порулить целым отрядом огромных боевых роботов. Более того, тут можно было создавать собственных роботов с уникальными ТТХ. Особой популярностью в нашей стране игра обязана серии романов-новеллизаций, а также видеоиграм по этой вселенной. Впрочем, классический BattleTech остался в 20 веке: сейчас по его мотивам выходит другой варгейм, MechWarrior: Dark Age.
Mage Knight (2000)
За массовость
Одни считают эту игру образцом будущего варгеймов, другие — профанацией самой идеи жанра. Уже собранные и покрашенные миниатюры продаются в стартерах и бустерах — система распространения та же, что и у ККИ. Никаких записей делать не надо: боевые повреждения отмечаются поворотами специального диска, встроенного в подставку. Правила занимают несколько страниц. В целом, Mage Knight рассчитан на куда более широкого потребителя, чем тот же Warhammer. Он не требует затрат времени, кропотливого труда или погружения во вселенную. В семейство «варгеймов с поворотными дисками» входят не только фэнтезийный Mage Knight, но и супергеройский Heroclix, и новый MechWarrior.
«Кольцо власти» (2002)
За доступность
В нашей стране варгеймы чувствуют себя куда привольнее, чем ролевые игры или ККИ: все-таки к «солдатикам» мы привыкли еще при социализме. «Кольцо власти» — наиболее успешная из отечественных фантастических игр с миниатюрами. Коробки с отрядами и героями «Кольца власти» можно найти в каждом «Детском мире», а стоят они существенно дешевле импортных варгеймов. Правда, фигурки придется собрать и покрасить, зато их качество не оставляет желать лучшего. Этой осенью планируется перезапуск «Кольца власти»: улучшенные правила, новые наборы, доработанная вселенная.