Кратко о статье: Новая книга бытия NGE — за этими тремя буквами скрывается явление, знакомое всякому уважающему себя любителю аниме. 26 серий, несколько альтернативных окончаний и сотни фанатских интернет-страниц. Тысячи преданных поклонников и множество не принимающих исключительности “Евангелиона”. За внешне банальными боевыми роботами и монстрами скрываются сложные психологические линии и эзотерическое знание. Но с какой точки ни посмотришь, очевидно одно: “Евангелион” есть, и пройти мимо него при знакомстве с аниме невозможно. А боевые роботы — это только повод.
Новая книга Бытия
Обзор Neon Genesis Evangelion
Если б мне всемогущество было дано —

Я бы небо такое низринул давно

И воздвиг бы другое, разумное небо,

Чтобы только достойных любило оно.

Омар Хайям

NGE — за этими тремя буквами скрывается явление, знакомое всякому уважающему себя любителю аниме. 26 серий, несколько альтернативных окончаний и сотни фанатских интернет-страниц. Тысячи преданных поклонников и множество не принимающих исключительности “Евангелиона”. За внешне банальными боевыми роботами и монстрами скрываются сложные психологические линии и эзотерическое знание. Но с какой точки ни посмотришь, очевидно одно: “Евангелион” есть, и пройти мимо него при знакомстве с аниме невозможно. А боевые роботы — это только повод.

Футуристическая панорама Токио-3.

Город битвы

Поскольку целью Ангелов является штаб-квартира NERV, расположенная глубоко под столицей Японии, сражения между ними и “Евангелионами” разворачиваются в основном на улицах Токио-3. Весь город представляет собой боевую машину: гражданские кварталы перед очередной атакой погружаются под землю, на поверхность ведут шахты для запуска “Ев”, а в домах кроются склады запасного оружия, защитные пластины и кабели для питания боевых роботов. В автономном режиме “Ева” способна работать не более пяти минут.

В сражении “Евангелионы” полагаются не только на силу собственных рук, но и на специально разработанное оружие. В стандартный комплект снаряжения “Евы” входит вибронож длиной около пяти метров. Он может резать материалы практически любой прочности и толщины. Иногда “Евы” пользуются огромными двуручными топорами. Огнестрельный комплект включает в себя пистолет и автомат, а на некоторые миссии “Евы” выходят со снайперским оружием. В одной из серий Синдзи использовал огромную позитронную пушку, стреляющую направленным потоком энергии. Чтобы обеспечить работу этого устройства, пришлось собирать электричество по всей Японии.

Антарктида, 2000
Первый Удар — падение на Землю громадного метеорита — по одной из версий, стал причиной вымирания динозавров. Второй Удар чуть не положил конец человечеству. Доподлинно неизвестно, что произошло 13 сентября 2000 года: официальное расследование катастрофы зашло в тупик. Оставшимся в живых объявили, что на территорию Антарктиды, ныне просто южного полюса, упал огромный метеорит. Льды растаяли, и мировой океан поглотил густонаселенные побережья. Через каких-нибудь несколько дней преображенный земной шар был охвачен пламенем войны — а когда пять месяцев спустя удалось добиться перемирия, в живых осталось не более половины населения планеты.

 
Ангелы и NERV — главный враг и главная надежда человечества XXI века.

Из дневников Кацураги Мисато

Вода. Вода. Вокруг на тысячи миль простираются воды мирового океана. Только вода и больше ничего...

Ветер. Шторм. Порывы ветра рвут одежду на теле, ревущие волны бьются о борт моего “судна” все сильнее и сильнее, все чаще и чаще обдавая меня с ног до головы водой. Укрыться мне негде, мое “судно” — это всего лишь небольшая металлическая капсула, непонятным образом остающаяся на поверхности воды...

Зарево. Кровавое зарево. Со стороны Антарктиды всю землю затягивает кровавое зарево, сквозь которое не видно солнца, или, может быть, луны, ведь я не знаю, какое сейчас время суток.

Крупнейшей политической силой человечества после катастрофы и войны оказывается Организация Объединенных Наций. В течение пятнадцати последующих лет она управляет миром. За это время восстанавливается промышленность и экономика оставшихся стран, жизнь людей налаживается и начинает напоминать прежнюю.

Однако в действительности ООН — только лицо мировой власти, за которым скрывается полумистическая секретная организация Seele. Святыня святых Seele — Свитки Мертвого моря, древние апокрифы Библии, своего рода предупреждение о конце света. Там же названы все Ангелы — существа, которые станут предвестниками Апокалипсиса. “Если хоть один из них сольется со своим создателем, свершится предначертанное и мир изменится... старый мир уйдет и новый займет его место” — и в этом новом мире не будет места человечеству. Чтобы предотвратить Апокалипсис, ООН по приказу Seele финансирует тщательно засекреченный научно-исследовательский институт под названием NERV.

Из дневников Икари Гендо

Эти недалекие люди из ООН не знают, какому проекту они дали развитие... Они даже не догадываются, какова главная цель нашей организации... Но пусть лучше успокаивают себя тем, чем хочется им, ведение их проектов абсолютно не мешает нам заниматься главным делом — проектом по Совершенствованию Человека...

В 2015 году, как и предсказывалось в Свитках, на человечество и на едва восстановившийся мир наваливается новая напасть — Ангелы. Кто они и откуда взялись, было непонятно. Одно точно — они пришли не с миром и несут разрушение и смерть — значит, их нужно уничтожить. Но как?

Токио, 2015

Даже базука таких размеров не всегда помогает против Ангелов.

Здесь заканчивается история и начинается собственно “Евангелион”. 26 серий, с каждой из которых зритель все глубже погружается в мрачный мир недалекого будущего. Небоскребы Токио-3, скрывающиеся под землей в минуты опасности, штаб-квартира NERV и, конечно, бесчисленные атаки Ангелов. Ангелы — высшие биоорганизмы, которых невозможно остановить силой всего человеческого оружия. Причиной этой неуязвимости является защитное поле, которое окружает Ангелов — “Поле абсолютного страха” (АТ-поле). Прорвать его может только точно такое же. После того, как армия ООН всего за несколько минут терпит поражение от Сакиила (первый Ангел, пришедший в 2015 году), в битву вступает детище NERV. За прошедшие годы NERV сумела разработать и создать боевую машину — “Евангелион”, которая обладает собственным АТ-полем и может противостоять Ангелам. Внешне “Евангелионы” выглядят, как человекообразные роботы высотой с пятиэтажный дом. Внутри “Евы” в специальной капсуле сидит пилот, управляющий роботом собственной волей и силой разума. Чтобы управлять “Евой”, пилоту нужно пройти процесс синхронизации, или “слияния душ”. После слияния он становится одним целым с “Евой”. Но способны на это только родившиеся после Второго Удара — дети не старше 15 лет. Причем далеко не все из них: к началу сериала NERV удалось найти только троих подходящих подростков. Они и становятся главными героями “Евангелиона”.

   
Первое, Второе и Третье дитя.

Ненависть, ярость, боль — вот что испытывают четырнадцатилетние пилоты “Евангелионов”.

Первое дитя, пилот “Евы-00” — Аянами Рэй. Строго говоря, Рэй не является человеком: она клон, вместилище для души. Вся жизнь для нее — исполнение приказов ее создателя Икари Гэндо, главы NERV. Поначалу Рэй непонятны некоторые чувства, проявления которых она видит у других людей; она одинока и необщительна, но постепенно ей удается научиться быть человеком. Второе дитя — Аска Лэнгли Сорью, пилот “Евы-02” из немецкого офиса NERV — прячет за стеной эгоизма и презрения душу маленькой девочки. Наконец, Третье дитя — Икари Синдзи, сын могущественного главы NERV. После смерти жены Икари Гэндо полностью погрузился в работу NERV, оставив Синдзи на воспитание некоему Учителю. В 14 лет отец неожиданно вызвал сына в Токио — оказалось, затем, чтобы тот отразил угрозу Сакиила.

“Евангелион” держит в руке капсулу с пилотом.

На момент первого нападения у NERV было две “Евы”. Опытный образец “Ева-00” при испытаниях получил серьезные повреждения и не смог участвовать в битве. Более совершенная “Ева-01” отвечала всем необходимым для сражения требованиям, кроме одного: у нее не было пилота. Сесть в ее кабину предстояло только что попавшему в штаб-квартиру NERV Синдзи. Впоследствии, после многих часов внутри “Евы-01”, он стал чувствовать, будто в боевом роботе заключена душа его матери...

Победы и поражения
Сюжет “Евангелиона” запутан до чрезвычайности: здесь сплетены воедино стереотипы постапокалипсиса и предания Каббалы, боевик и психологическая драма, шпионские интриги и отблески чуть ли не всех человеческих религий от христианства до урбанистического неоязычества. Каждая новая серия рассказывает чуть больше, чем предыдущая, а представление зрителя о мире “Евангелиона” коренным образом меняется несколько раз по ходу сериала. Добавляет таинственности открытая концовка, к которой примыкает несколько альтернативных продолжений. В попытке расставить сюжетные перипетии по полочкам написаны сотни статей, поэтому здесь мы коснемся только двух внешне очевидных планов сериала.

Наравне с серьезными и печальными моментами, в сериале встречаются и откровенно комические сцены...

Первая линия — развитие конфликта между людьми и Ангелами. Битвы, взрывы, разрушение — всего этого в “Евангелионе” достаточно, и многие поэтому видят в сериале только замечательно сделанную боевую фантастику. Каждый новый Ангел, приходящий на землю, уже знает ошибки своих предшественников, поэтому появляется в новом обличье, с новым оружием и новой тактикой действия. Найти двух одинаковых Ангелов невозможно, следовательно, и единую тактику борьбы против них выработать нельзя. Именно поэтому каждая новая битва с Ангелами радикально отличается от всех предыдущих. Всякий раз командованию NERV приходится придумывать свой план уничтожения, для исполнения которого нередко приходится использовать не только боевые ресурсы “Ев”, но и энергетические, силовые, материальные ресурсы всего мира...

Самый беззаботный персонаж “Евангелиона” — домашний пингвин капитана NERV Кацураги Мисато.

Вторая линия — психологическая — показывает нам внутреннюю эволюцию главных персонажей, их переживания, страдания и попытки понять окружающий мир. Они — пилоты “Ев”, казалось бы, “спасители человечества” — но, как ни странно, прежде всего именно они и нуждаются в спасении или хотя бы в обычном понимании со стороны окружающих. У каждого из них свои собственные проблемы и комплексы, которые сами они решить порой не в состоянии, а обратиться к другим не могут по личным причинам. Поэтому каждая психологическая победа над самим собой значит для пилотов “Ев” куда больше, чем боевая победа над очередным Ангелом.

Каждый из пилотов постоянно хочет найти оправдание своих действий, причину, из-за которой они управляют “Евами”, подвергают себя опасности и одиночеству. Рей говорит, что для нее это долг. Для Аски это прямая дорога к популярности и всеобщему уважению. А Синдзи ищет эту причину весь сериал и находит ее только в конце: “Когда я управляю Евой, я всем нужен, я ценен”, — это открытие одновременно и радует, и пугает его. Да, он нужен и ценен — но не как человек, а как пилот “Евы”. Понимание этого приводит его к окончательному поражению на внутреннем фронте.

Внутри капсула пилота заполнена плазмой, схожей по составу с жидкостью в материнской утробе.

Аска слишком сильно завидует успехам Синдзи, и в какой-то момент ее уровень синхронизации падает настолько, что управлять Евой она оказывается уже не в состоянии. Психически неуравновешенную девушку помещают в одиночную камеру. Рей же находится в частичном поражении на протяжении всего сериала.

После окончательной победы над ангелами и окончательного поражения главных героев на внутреннем фронте на смену основной части сериала приходит “будущее” мира NGE. Строго говоря, окончаний у “Евангелиона” пять: каждое полнометражное продолжение есть по сути альтернативные 25 и 26 серии. Оригинальной принято считать концовку в сериале, а именно “будущим” сериала, наверное, лучше всего назвать одно из полнометражных продолжений — “End of Evangelion”.

Сериальная концовка — самосуд главных персонажей. Каждый из них смотрит на себя глазами стороннего человека и видит свои ошибки, недостатки, внутренние проблемы. Все это представляется в виде беседы с окружающими их людьми, именно они и тревожат душевные раны, которые вроде бы уже забыты. Им по несколько раз хочется уйти из жизни, обрести спокойствие смерти, несколько раз они находятся на грани. Но по окончании самокопания они выходят в мир обновленными. Прежние переживания и душевные раны их больше не беспокоят, потому что они наконец-то перестали убегать от своих страхов, открыто взглянули внутрь и постарались изменить себя, а не окружающий мир. Мир не изменился, изменились они. Каждый из них нашел в этом мире нечто такое, что заставило его жить дальше, не игнорируя свои недостатки и проблемы, а принимая их и пытаясь преодолеть.

Сериал “Евангелион”
Название: Shinseki Evangelion, Neon Genesis Evangelion.

Форма: 26-серийный телесериал (1995-1997), два полнометражных продолжения (1996-1997): Evangelion: Death&Rebirth и Еnd of Evangelion.

Жанр: постапокалиптика с элементами психологической драмы, фантастики, мистики, повседневности и черной комедии.

Создатели: студия Gainax; автор идеи, сценарист, режиссер — Хидэаки Анно, композитор — Сагису Суро, дизайн персонажей — Садамото Есиюки.

Интернет: http://dragomirov.narod.ru/; http://nge.otaku.ru; http://nge.boom.ru; http://www.eva2000.com; http://www.instrumentality.cjb.net/.