Кратко о статье: Кацухиро Отомо — легенда японской анимации, режиссер фильмов “Акира” и “Воспоминания о будущем”. Его новая работа, “Стимбой” — добротная, хотя и не идеальная полнометражка в жанре паропанк.
ВПЕРЕД, НА ВСЕХ ПАРАХ!
ОБЗОР ФИЛЬМА “СТИМБОЙ”
Наука должна нести людям радость, а не помогать им убивать друг друга.

Ллойд Стим

Целых десять лет мы ждали выхода нового фильма Кацухиро Отомо, живого классика японской анимации. Его легендарный фильм “Акира” перевернул представление об аниме, вывел его на новый уровень развития, сделал популярным по всему миру. На новый проект великого мастера также были возложены немалые надежды. Но насколько они оправдались?

В июле прошлого года “Стимбой” вышел на экраны кинотеатров Японии, собрав неплохие деньги, но так и не став хитом. В Америке он также не снискал особой популярности, собрав за первые выходные показа 150 тысяч долларов (для сравнения, “Ghost in the Shell 2: Innocence” набрал 318 тысячу). Так в чем же причина столь скромных успехов этого амбициозного проекта?

Красота с научным объяснением
На этот раз Кацухиро Отомо обратился не к мрачному будущему, а к недалекому прошлому. Действие фильма разворачивается в Англии шестидесятых годов 19 века. Это была середина викторианской эпохи — времени правления королевы Виктории, когда Англия добилась значительных успехов в индустриальном развитии, торговле, финансах, морском транспорте, построила величайшую колониальную империю. Экономический рост Великобритании сопровождался расцветом науки и искусства. Именно тогда Англия стала “промышленной мастерской мира”, страной удивительных открытий и изобретений. Это было время чудес, но не волшебных, а технических.

Отомо удалось очень красочно и правдоподобно воссоздать картину мира, атмосферу эпохи. Возле маленьких домиков в пригороде разбиты красивые цветники, у величественных городских зданий прогуливаются важные леди и джентльмены, на мануфактурах, в лабиринтах труб и клубах пара, трудятся за бесценок молодые рабочие, а в своих лабораториях творят историю одержимые наукой ученые. Люди полны энергии и энтузиазма, они ждут новых открытий, способных сделать их жизнь еще лучше.

  Все это потрясающе отрисовано, проработано до мельчайших деталей: каждая тень на лице, каждый цветок, каждый винтик кажется настоящим. Видно, на что ушло 10 лет упорной работы, 180000 рисунков и 400 сцен с использованием компьютерной графики. Стиль прорисовки также весьма оригинален — он ближе к европейской, в частности, британской анимации, чем к аниме, что придает фильму особый шарм.

 
Отомо не стал изобретать велосипед. Кадр из фильма...
...и моноцикл Гаравальи, 1904 год.

Особенно хорошо получилась у создателей фильма всевозможная техника, играющая в фильме если не главную, то весьма существенную роль. Она потрясающе красива и идеально вписывается в созданный автором мир. Причем многие причудливые машины имеют реальные прототипы. Так, моноцикл, на котором главный герой в начале фильма спасается от преследователей, был действительно создан в 1904 году (правда, работал он от бензинового, а не от парового двигателя).

 
Не по годам серьезный юный изобретатель Рей Стим.
Обложка российского релиза.

Фильм
Название: “Steamboy”

Формат: полнометражный фильм, 121 минута

Жанр: паропанк, приключения, альтернативная история

Производство: “Steamboy Studio”, 2004 год

Издатель в России: “Видеосервис”

Режиссер: Кацухиро Отомо

Другие создатели: сценарист — Мураи Садаюки (“Cowboy Bebop”, “Millennium Actress”), звукорежиссер — Кеичи Момосе (“Blood: The Last Vampire”, “SD Gundam Force”), компьютерная графика — Хироаки Андо (“Metropolis”, “Princess Arete”)

Официальный сайт: wwwsteamboy.net

Что ни говорите, а стилизовано все просто великолепно.

Много пара из ничего

Двадцать секунд, полет нормальный...

Начинается “Стимбой” с того, что юному изобретателю Рею Стиму, живущему в Манчестере, приходит таинственная посылка от деда, известного ученого, работающего в Америке. В посылке оказывается “паровой шар” — уникальный механизм небывалой мощности, за которым ведет охоту влиятельный фонд О’Хара, вкладывающий огромные деньги в научные разработки.

После эффектной погони Рей оказывается в Лондоне, где попадает в плен к руководству фонда. Но выясняется, что он вовсе и не в плену, а в гостях у своего отца Эдди, в Замке Стима, его последнем изобретении. Для нормальной работы Замка нужен “паровой шар”, поэтому Рей и был доставлен туда вместе со своей ценной посылкой. Там же юный изобретатель знакомится с наследницей фонда, высокомерной маленькой леди Скарлет О’Хара.

Рей помогает отцу довести до ума Замок Стима, но кто-то мешает их работе. Им оказывается дед Рея, Ллойд. Он рассказывает внуку, что на самом деле Замок — мощное оружие, которое фонд О’Хара собирается продемонстрировать на Всемирной выставке, а позже — продавать воюющим странам. Его создал Эдди, одержимый идеей продвигать научный прогресс любой ценой. Немного подумав, Рей приходит к вполне логичному выводу о том, что война — зло, а создавать оружие нехорошо, крадет “паровой шар” и бежит из Замка. Но Замок Стима уже может работать и без “шара”, и испытания оружия небывалой мощности начинаются прямо посреди Лондона...

Собственно, здесь заканчивается сюжет и начинается экшен. Пока английская армия доблестно сражается с паровыми машинами фонда О’Хара, Рею придется в одиночку спасти отца и деда, уберечь британскую столицу от разрушения, а мир — от нового грозного оружия. Этим он и будет заниматься вторую половину фильма, создавая оригинальные летательные аппараты, участвуя во множестве боев и ведя до ужаса банальные беседы о предназначении науки.

Диалоги в фильме получились, мягко говоря, странными. Обилие технических терминов в речи героев хоть и добавляет реализма, но сильно утомляет. Рассуждения о науке и вовсе наводят тоску: герои с многозначительным видом говорят самые простые и банальные вещи, причем по нескольку раз.

Образы главных героев, Рея и Скарлет, на удивление хорошо выписаны. Их личности постепенно раскрываются, меняется их отношение к миру и друг к другу. Их поступки логичны, хотя и непредсказуемы. Герои второго плана проработаны также неплохо, хотя их характеры показаны исключительно через вышеупомянутые научные беседы.

 
Очаровательная стервочка Скарлет О'Хара.
Кто спасет город? Двое пионеров и старый партизан!

Создатель
Кацухиро Отомо (родился 14 апреля 1954) с детства увлекался научной фантастикой, западным кино и литературой. Первой мангой Отомо стала переделка романа Проспера Мериме, а известность пришла к нему в 1980 с мангой “Domu”. В 1982 году Отомо начал работу над мангой “Акира”, а шесть лет спустя снял по ней двухчасовой полнометражный фильм. Это был настоящий прорыв в области анимации — первое аниме с 24 кадрами в секунду, потрясающими спецэффектами и огромным по тем временам бюджетом более чем в миллиард иен.

В 1995 году Отомо экранизировал свои рассказы в аниме “Воспоминания о будущем” (“Memories”), причем сам режиссировал только одну новеллу из трех — “Пушечное мясо”. В 2001 автор “Стимбоя” стал сценаристом фильма “Метрополис”, основанного на одноименной манге Тезуки Осаму.

Вот такой он, живой классик японской анимации.

Прогресс продолжается
Так почему же публика так холодно приняла этот не идеальный, но в целом очень хороший фильм? Потому что ждали мы жестокий философский боевик в духе “Акиры” или едкую сатиру в духе “Пушечного мяса”, а получили нечто совершенно неожиданное. Очень красивое и атмосферное семейное кино, без грязи, крови и ругани, зато с четко прописанной моралью, понятной даже самым маленьким зрителям. Главный его недостаток — слишком простой, детский сюжет при вполне серьезной, взрослой тематике.

Открытый финал “Стимбоя” дает множество возможностей для съемок продолжения. Продюсер Шигеру Ватанабе уже заявил, что через пару лет должен появиться сиквел, повествующий о дальнейших приключениях Рея и Скарлет. Будем надеяться, что за это время герои немного подрастут, а мир останется таким же ярким и оригинальным.

 
Звезда Смерти городских масштабов в действии.
Паровые роботы фонда О'Хара. Выглядят внушительно, да и стреляют метко.

Похожие аниме
Metropolis —приключения, драма, научная фантастика.

Студия “Kadokawa Shoten”, 2001 год.

Официальный сайт — wwwbandaivisual.co.jp/metropolis/

Memories —драма, научная фантастика.

Студия “Studio 4°C”, 1995 год.

Официальный сайт — wwwb-ch.com/contents/memories/