Кратко о статье: Аниме не слишком популярно в России, хотя во всем остальном мире это направление мультипликации уже давно получило признание и известность. По многочисленным просьбам наших читателей мы открываем новую рубрику “Видеодрома”, посвященную самому необычному и стильному виду анимации — “аниме”. Она будет одинакова интересна как поклонникам жанра, так и тем, кто еще ничего не знает о нем.
Дети космического джаза
Мир ковбоев в стиле “Бибоп”
Я вижу сон и никак не могу проснуться.

Спайк Шпигель

Аниме не слишком популярно в России, хотя во всем остальном мире это направление мультипликации уже давно получило признание и известность. По многочисленным просьбам наших читателей мы открываем новую рубрику “Видеодрома”, посвященную самому необычному и стильному виду анимации — “аниме”. Она будет одинакова интересна как поклонникам жанра, так и тем, кто еще ничего не знает о нем.

В аниме, как и во всяком другом жанре, есть свои шедевры. Наша первая статья будет посвящена культовому сериалу “Ковбой Бибоп” — красивому, необычному и увлекательному, словом — такому, который вполне может служить визитной карточной всей аниме-культуры.

Алмазы в горе графита
Не секрет, что в последние годы аниме пользуется популярностью не только в Японии, но и по всему миру. Японская национальная мультипликация давно является отлаженной коммерческой индустрией, но лишь сейчас можно заметить, что она постепенно становится китом мирового масштаба, подтягиваясь к “старшим братьям” — Голливуду и Боливуду (центру индийского кино). Объемы производства и продаж японской анимации несравнимы с объемами этих колоссов, но другие киноиндустрии мира развиты гораздо слабее. Например, европейское артхаусное кино уже давно не конкурент аниме — последнее и смотрят, и покупают по всему миру куда активнее. В связи с ростом популярности неизбежен и рост массовости в самой анимешной продукции. Если она будет ориентирована не на японскую публику, а на мировую аудиторию, упрощение неизбежно.

Джулия. Спайк не ищет ее, хотя знает, что она жива. Может, потому, что знает — найдя Джулию, он потеряет ее н авсегда?

Тем не менее, в огромной отлаженной индустрии, какую бы отрасль культуры она ни развивала и какой бы массово-попсовой ни была, есть одно очень ценное качество. Ее развитие приводит к появлению шедевров. Впитавших самое лучшее, в концентрированном виде передающих особенности и находки всего жанра. Ведь если огромные залежи графита разрабатывать на протяжении десятилетий, в глубинных пластах неизбежно будет найдено нескольких алмазов.

Эти произведения отличает универсальность. Они говорят о вечных ценностях, близких большинству людей, а потому свободно конвертируются на другую культурную платформу. Как правило, шедевр аниме успешно смотрится человеком, далеким и от Японии, и от мультипликации.

Одним из таких алмазов является “Ковбой Бибоп”.

 

В Солнечной системе полным-полно опасностей! Циничные пираты и борцы за свободу, террористы, пророки, сумасшедшие, роковые женщины, лживые корпорации, магнаты и наркодилеры, коррумпированные чиновники, правительство и мафия — каждый тянет одеяло на себя!

Немногим больше полувека назад случилась катастрофа. Осколки прежнего уютного мира, разбитого вдребезги, до сих пор летают с планеты на планету (как в сказке Андерсена, попадая в сердца многих людей). Технологии стремительно развиваются, политика и криминальный мир переплелись настолько, что уже не отличить друг от друга.

В круговороте хаоса живут люди со своими характерами, судьбами, слабостями и пристрастиями. Смятение окутало умы, вчерашние ценности уже завтра станут прахом. И постоянно лишь одно. То, что проникает в каждого — и проникнет в вас, уважаемый, да-да, в вас. Музыка. Мертвые тянут блюз, живые поют джаз. Мафиози и террористы выводят рапсодии и хоралы, отходя в мир иной. И во всей этой свистопляске, совершенно незаметно для человечества, уже пять лет ведется поединок совершенно эпического размаха. Результат которого скажет, куда же движется мир.

Этот поединок является основной сюжетной линией сериала “Ковбой Бибоп”.

Этот безумный, безумный мир

В середине 21 века гениальный физик Хекс открыл возможность перемещения материальных объектов в гиперпространстве и сумел создать действующую модель межпространственных Врат. Человечество ринулось покорять Солнечную систему. Марс, Венера, спутники Юпитера и Сатурна — все колонизировалось за какие-то пару десятилетий.

Однако в базовой технологии Врат был заложен фундаментальный дефект — и уже вскоре самые первые, земные Врата, расположенные рядом с Луной, дали сбой. Взрыв был такой, что от Луны оторвало огромный кусок. По сей день она плавает над Землей, расколотая, а сама планета окружена сонмом небольших астероидов, которые ежедневно падают на ее поверхность.

Естественно, ни о какой нормальной жизни на поверхности Земли речь идти не может. Поэтому все правительственные, деловые и даже мафиозные структуры переносятся на Марс. В его кратерах, защищенных силовым полем и оборудованных установками генерации воздуха, начинает процветать жизнь, до боли напоминающая Дикий Запад и Клондайк.

Земля же стала мусорной свалкой, в подземных катакомбах которой живут отбросы со всех миров, а на поверхности, под постоянным метеоритным дождем, скитаются бездомные дети. Около Луны находится свалка погибших кораблей, ставшая прибежищем для нелегалов всех мастей.

Венера, атмосфера которой была приспособлена к проживанию людей, является чем-то вроде основной пролетарской планеты в Солнечной системе. Американский Детройт 50-70-х годов прошлого столетия, пожалуй, будет наилучшей аналогией для ее описания — постоянная бедность, борьба за выживание, развитая преступность, в которой буквально погрязло население планеты.

Атмосфера спутников Юпитера и Сатурна пока еще не приспособлена для человека, и, хотя проживание там возможно, их население не слишком велико.

Клан Красного Дракона (мафиозная структура восточного типа) и Белого тигра (западного) — основные соперники в разделе новых территорий, воевавшие друг с другом долгие десятилетия колонизации. Сейчас в их отношениях намечаются сдвиги, по которым можно рассудить, что мир, взорванный хаосом трагедии Врат и вынужденной поспешной Колонизации, постепенно начинает приходить к спокойствию и порядку.

В джазе только ковбои...
В таком сумасшедшем мире вполне естественно: преступность настолько развита, что привычна и повседневна. Правительство уже давно учредило специальную организацию ISSP (InterSolar Space Police), совмещающую функции Интерпола, ФБР и даже ЦРУ (отдел секретных разработок). Но она так же коррумпирована, да и главным для ее верхушки является решение политических проблем, а не вопросов межпланетного бандитизма. Поэтому с десяток лет назад в Солнечной системе был учрежден институт “космических ковбоев”.

Человеческая жизнь стоит немного, но когда заходит речь об известных бандитах, правительство и корпорации готовы платить большие деньги за их поимку. А потому команды крутых парней на космических кораблях летают с планеты на планету, стремясь изловить всех уголовников из наградного списка и получить причитающиеся барыши.

В каждом деле бывает кто-то, кто делает его лучше остальных. Сериал знакомит нас с элитой космического ковбойства.

 
Экипаж старенького, но все еще боевитого корабля поначалу состоит из двоих человек. Это бывший полицейский Джет Блэк, пожилой брюзга, не любящий мир, людям предпочитающий карликовые деревья бонсай, и в качестве хобби полирующий свою искусственную руку. Второй персонаж — Спайк Шпигель, молодой боец высочайшего уровня, очень отрешенный и временами совершенно безрассудный человек. Прошлое обоих туманно, они не любят о нем распространяться, зная только то, что могут друг другу доверять. Спайка его бывшие друзья и родственники считают мертвым, а у Джета просто никого нет.

Даже бутылка в сериале — и та музыкальная.

Года четыре назад они встретились — Спайк бежал от прошлого, а Джет, ушедший из ISSP, просто не знал, чем теперь заняться. Беглецы и одиночки нашли общий язык и дело под стать их натуре. Спайк красной краской из баллончика начертал на борту старого корабля новое название.

“Бибоп” — было написано там, и этому слову было суждено остаться в вечности.

“Спайк и Джет — неразлучные друзья.

Как и остальные ковбои, Джет и Спайк колесят по Солнечной системе в поисках заработка, и регулярно смотрят лазершоу “Big shot”, в котором ведущие представляют бандитский свежачок и объявляют награды. У них есть свой информатор, свои друзья, а скорее, товарищи, разбросанные по мирам, свои враги и конкуренты. За четыре года они заработали хорошую репутацию и пока не встретили бойца, равного Спайку, а полицейский опыт и связи Джета не подводят в самых сложных ситуациях.

Спайк, однако, продолжает жить где-то в прошлом, и таинственное былое регулярно настигает его. В моменты обострений он относится к своей жизни совершенно наплевательски, да и в обычном состоянии способен разнести квартал-другой на своем красном истребителе.

Поэтому, даже получая большие гонорары за поимку самых опасных преступников в Солнечной системе, команда “Бибопа” неминуемо отдает львиную долю на возмещение ущерба, оплату больничных счетов случайным пострадавшим, ремонт корабля и оборудования.

...и ковбойши!

Нет ничего опаснее в мире, чем женщина без прошлого. Берегитесь!

Замкнутый мир этой команды дает первую трещину, когда в их жизни появляется роковая женщина — Фэй Валентайн. Беспринципная, хитрая и пронырливая бестия, наделенная огромной харизмой, и временами по-человечески беззащитная, Фэй является одной из самых известных аферисток в мире. Специалист по азартным играм, великолепная обманщица и ловкая выдумщица, Фэй сваливается им на голову при самых неожиданных обстоятельствах. Но как ни различны они, в душе все трое одинаковы.

Неудивительно, что, даже сбегая от ковбоев, роковая женщина все время к ним возвращается. Несколько раз надув Спайка с Джетом, сбежав с их деньгами, Фэй, как притянутая магнитом, ввязывается в их дела, и в результате остается на корабле, не спросив на то никакого разрешения, просто став новым членом команды.

Недолго заставляет ждать себя и вторая героиня, еще более чокнутая, чем трое уже представленных. Восьмилетняя беспризорная девочка с Земли, желудок которой кажется бездонным, а буйное веселье неисчерпаемым — знакомьтесь, Эду: гениальный хакер и весьма полезное приобретение для команды.

Самым нормальным, наименее чокнутым, не страдающим запутанными комплексами и не прячущимся от прошлого существом на корабле становится... дворняга. Впрочем, и это не простая дворняга, а единственный в мире экземпляр экспериментального “смарт-дога”, интеллект которой значительно увеличен серией биологических экспериментов секретной лаборатории ISSP. Эйн (от Эйнштейн) — преданный друг и член команды.

Двое неунывающих друзей, ребенок и собачка.

Его Величество Стиль

Почему же “Бибоп” оказался столь популярен и воспринимаем такими разными людьми, как японские, американские, европейские и русские зрители? Причин всего две, и обе они весьма банальны.

Во-первых, это его высокое качество — во всем, от прорисовки и сюжета до диалогов, создания персонажей, музыки, продуманности происходящего. Мир “Бибопа” одновременно и фантастичен, и узнаваем. Он очень естественен, в нем нет ни натянутых мест, ни противоречий.

Музыка в “Бибопе” — нечто совершенно особое. По ходу сериала зритель слышит множество смутно знакомых мелодий, песен и композиций. И только потом, отсмотрев все серии и начиная слушать саундтрек, он узнает, что все эти мелодии, все эти “известные и смутно знакомые песни”, за малым исключением, были написаны специально для сериала. До сериала их не было, и, естественно, слышать их он не мог.

Над сериалом и фильмом работало множество музыкантов. Но нельзя не отметить Йоко Канно, одну из популярнейших аниме-композиторов, которой принадлежит большинство музыки из “Бибопа”. Честь ей и хвала — ведь адекватность музыки в киноискусстве очень важна.

Be-bop — это название одного из направлений джаза, возникшее в 40 годах 20 века и быстро ставшее одним из самых передовых и интересных в музыке того времени. Be-bop характеризуется непредсказуемостью, совмещением несовместимого, отсутствием четких правил. Но, вместе с тем, это очень узнаваемый стиль.

Само название сериала правильно переводится отнюдь не как “Ковбой Бибоп”. По смыслу, это “Би-боп ковбоев” — то есть музыка, которую играют эти космические ковбои, а по сути — стиль жизни, который они ведут. Однако, такое название путало бы неподготовленного зрителя.

В чем сила, брат?
Второй причиной успеха “Бибопа” во всем мире является универсальность его мотивов и тем. Совмещая несовместимое, сериал показывает жизнь такой, какая она есть.

Главное в сериале — противостояние двоих братьев по духу, Спайка и Вишеса, ранее вместе входивших в клан “Красного Дракона”. Эпический поединок, продолжающийся на протяжении пяти лет, независимо от места их встреч, от обстановки — и их разговор, идущий во время этого поединка... Разве не в этом сущность сериала, не в этом основные вопросы, которые он ставит, и темы, которые он исследует?

 

Один из них встретил женщину, полюбил ее и осознал, что жизнь, которую он ведет, бессмысленна и бесцельна. Он попытался уйти. Другой, которому эта женщина принадлежала, не простил ему ухода — для него любовь не оказалась фактором, способным изменить жизнь. Теперь они сражаются, но в их сражении главное — не победить друг друга, а показать друг другу свою правоту.

 
Кто бы мог сказать об этом безобидном пареньке, что он лучший в мире боец?
Главный антагонист сериала, Вишес, получил свое имя от английского “vicious” — порочный, злой.

Это интересно

Вся компания в сборе.

“Ковбой Бибоп” насчитывает 26 серий по 20 с небольшим минут каждая и является одним из самых популярных аниме-произведений в мире.
В Японии он вышел в 1997 году, а уже в 1998 был куплен США и переведен на английский. В Америке поклонников сериала едва ли не больше, чем в Японии, а потому вышедший в 2001 году фильм “Ковбой Бибоп: достучаться до небес” ждала судьба типичного американского блокбастера: раскрученность, популярность, сборы.
Создатель “Бибопа” Шинчиро Ватанабе по праву считается одним из самых признанных режиссеров Японии. Известность и мастерство Ватанабе таковы, что Вачовски попросили его снять сразу две серии из “Аниматрицы” — “Kid’s story” и “Detective story”

* * *
Несмотря на философскую и драматическую подоплеку, “Бибоп” — отличный экшен-сериал. Яркие, компактные и стильные истории перемежают боевые сцены, юмор и лирику. Отношения персонажей не оставят зрителя равнодушным.

Мы описали только мир, в котором происходит действие фильма и сериала. Вам стоит остановить межпланетное такси и прокатиться до Марса. Там мы и увидимся — в старом баре, известном каждому поклоннику сериала.